Эхо Юминды: шокирующие итоги эстонской части экспедиции РГО

Штурвал парохода "Эверита", останки которого обнаружены на глубине 106 метров. Фото: "Разведывательно-водолазная команда"
Штурвал парохода "Эверита", останки которого обнаружены на глубине 106 метров. Фото: "Разведывательно-водолазная команда"

Завершился второй этап экспедиции РГО "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". Поиски проходили в эстонских территориальных водах, у мыса Юминда. Здесь погибло наибольшее количество людей во время эвакуации Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года.

Главное — память о людях

На сей раз экспедиция носила международный характер. Партнёрами российских подводных исследователей стали коллеги из Эстонии и Латвии. 

— Считаю удачей тот факт, что экспедиция в территориальных водах Эстонии вообще состоялась, учитывая повсеместные антиковидные ограничения, — говорит руководитель экспедиции, основатель "Разведывательно-водолазной команды" Константин Богданов. — Мы благодарны Департаменту охраны памятников старины Республики Эстония за доверие и многим общественным деятелям Эстонии за поддержку.

Напомним, всего за двое суток перехода от Таллина до Кронштадта под огнём противника и на минах погибли 62 советских судна. Основные человеческие жертвы пришлись на первый отрезок пути, который проходил через минные поля у мыса Юминда.

07_r_juminda_-_monument_-_panoramio_-_modris_putns.jpg

Монумент погибшим в ходе Таллинского прорыва на мысе Юминда. Фото: wikipedia.org/Modris Putns
Монумент погибшим в ходе Таллинского прорыва на мысе Юминда. Фото: wikipedia.org/Modris Putns

— Для нас основной смысл экспедиции состоит в увековечивании памяти погибших людей, поэтому мы сконцентрировали внимание на тех кораблях, которые имеют наибольшее значение с точки зрения человеческих жертв, — поясняет логику поисковой работы Константин Богданов. — Чтобы нам можно было с уверенностью сказать, что это именно те самые суда, необходимо было их найти, увидеть вживую и идентифицировать. А в некоторых случаях — восстановить историю их гибели.

В итоге из четырёх судов, найти которые запланировала команда Богданова, были впервые обнаружены и опознаны три. Это ВТ-584 "Найссаар" (по данным военного историка Радия Зубкова, на нём погибло 1,5 - 2 тыс. человек), ВТ-501 "Балхаш" (3,8 тыс. человек) и ВТ-545 "Эверита" (около 1,5 тыс. человек).

"Эверита" и "Кришьянис Валдемарс"

О судьбе пароходов "Найссаар" и "Балхаш" мы писали ранее.

На "Эверите" эвакуировался гарнизон острова Найссаар. Загрузка затянулась, и транспорт отчалил от берега только днём 28 августа. В это время морские караваны уже шли на восток. "Эверита" смогла догнать остальные суда лишь поздно вечером. В темноте двигаться по раннее протраленному фарватеру минного заграждения было необычайно трудно, и примерно в 22 часа "Эверита" подорвалась на мине. Судно переломилось и затонуло почти мгновенно. Около полутора тысяч человек, бывших в тот момент на борту, оказались в ночном море…

everita_img_001271.jpg

Корма парохода "Эверита". Фото: "Разведывательно-водолазная команда"
Корма парохода "Эверита". Фото: "Разведывательно-водолазная команда"

Корпус "Эвериты" лежит на самой большой глубине из всех найденных в ходе экспедиции объектов — 106 метров. Подводные исследователи зафиксировали перелом судна в районе носового трюма и высоко задранную над грунтом корму.

Подводные исследователи спустились и к ледоколу "Кришьянис Валдемарс". Его обнаружил в 2011 году при помощи телеуправляемого подводного аппарата известный подводный археолог из Эстонии Велло Мясс.

Ледокол "Кришьянис Валдемарс" двигался в составе Конвоя №1. Около 18 часов 28 августа он начал подходить к западной границе минного заграждения. В этот момент авиация противника нанесла удар. Уклоняясь от бомб, транспорты начали маневрировать и вышли за пределы протраленного фарватера.

05_tp.jpg

Ледокол "Кришьянис Валдемарс". Фото: zudusilatvija.lv/National Library of Latvia
Ледокол "Кришьянис Валдемарс". Фото: zudusilatvija.lv/National Library of Latvia

Первым подорвался санитарный транспорт "Элла". На помощь ему поспешил "Кришьянис Валдемарс". Но и сам угодил в минную ловушку. Ледокол ушёл под воду почти вертикально за считаные минуты. Большая часть экипажа и пассажиров спастись не смогла. Всего, по данным военного историка Радия Зубкова, погибло 87 пассажиров и 50 членов экипажа ледокола.

— Помимо идентификации судов у нас была ещё одна задача, — продолжает Константин Богданов. — В Санкт-Петербурге существует общество "Память Таллинского прорыва", объединяющее потомков жертв героического перехода. Председатель общества Мария Сергеевна Инге-Вечтомова и другие люди, чьи родные погибли на "Кришьянисе Валдемарсе", попросили нас сделать живую видеосъёмку останков ледокола и взять грунт с места его гибели. Мы исполнили просьбу.

Не подлодка, но — "Циклон"

Здесь же, у Юминды, был найден сторожевой корабль "Циклон". Получилось это почти случайно. Члены "Разведывательно-водолазной команды" давно занимаются поисками подводных лодок, затонувших в Финском заливе в годы войны. На дне моря, по имеющимся данным, находятся ещё три ненайденные советские подлодки: Щ-301, "Калев" и М-98.

— С предыдущих выходов в этот район мы имели данные о двух объектах, которые походили на подлодки, — говорит Константин Богданов. — И теперь, пользуясь возможностью, решили проверить свою гипотезу. Признаюсь, мы были уверены на 80 процентов, что ныряем на подлодку и нас ждёт новое открытие. Увы, это оказалось не так. Данный эпизод подтверждает, что несколько опрометчиво делать публичные предположения об идентификации того или иного объекта лишь на основании сонограммы, полученной в результате сканирования морского дна.

03_wx582ra7uevk4ymbv6_ciklon.jpg

Сторожевой корабль Балтийского флота «Циклон» на праздновании дня Военно-Морского Флота в Ленинграде. Фото: pastvu.com
Сторожевой корабль Балтийского флота «Циклон» на праздновании дня Военно-Морского Флота в Ленинграде. Фото: pastvu.com

Между тем то, что члены экспедиции поначалу приняли за подлодку, оказалось оторванной носовой частью надводного корабля, который позже по ряду признаков был идентифицирован как сторожевик "Циклон". Он прикрывал суда, участвовавшие в Таллинском прорыве, так что находка оказалась "в тему".

Сторожевой корабль "Циклон" следовал в составе арьергарда и первым подошёл на помощь тонущей "Эверите". Он вошёл в гущу обломков и стал принимать на борт людей. Однако в темноте сам налетел на мину. Взрыв разорвал сторожевик пополам. В итоге с "Эвериты"  смогли спастись всего несколько десятков человек, подобранных позднее катерами. Экипаж "Циклона" погиб почти в полном составе. Останки корабля лежат неподалеку, на глубине 97 метров...

Команда мечты

— У нас была целая серия глубоководных погружений, — говорит Константин Богданов. — Спускаться на 100 метров само по себе достаточно тяжело, а ведь ещё приходится выполнять работу. Из всего трёхчасового погружения на собственно обследование и съёмку судна, лежащего на дне, остаётся 25–30 минут. Нужно многое успеть сделать за это время. Команда должна быть профессиональна и работать слаженно: наметили на поверхности план, распределили задачи, спустились, чётко по плану отработали, поднялись на поверхность. Всё, что нужно увидеть и сделать на глубине, должно быть намечено и распределено заранее. 

Наша команда сработала очень успешно как с точки зрения результата, так и человеческих отношений на борту, что, согласитесь, немаловажно в подобных историях. Иван Боровиков, игумен Иннокентий (Ольховой), Евгений Загадский — мы прошли вместе не одну экспедицию. А новые участники быстро влились в команду, моментально сориентировались по задачам и проявили высочайший профессионализм. Совершенно очевидно, что тот результат, который мы получили, без их вклада мог бы быть гораздо скромнее.

187a1770.jpg

При погружении на глубину 100 метров на собственно исследование у водолаза есть 15-20 минут. Фото: "Разведывательно-водолазная команда"
При погружении на глубину 100 метров на собственно исследование у водолаза есть 15-20 минут. Фото: "Разведывательно-водолазная команда"

Капитана специально оборудованного катера Deep Explorer Рейо Грина все отметили как виртуоза по точности постановки спусковых концов даже на большой глубине и обеспечению безопасности погружений. На борту присутствовала представитель Департамента охраны памятников старины Республики Эстония Майли Ройо. Опытный дайвер, она не ныряла, но оказывала большую практическую помощь во всём, что касалось организации работы.

Латвию представляли оператор Максим Спутай и опытные технодайверы Вадим Кутуков и Сергей Шульга.

"Тяжело. Очень тяжело..."

— Эмоции переполняют меня до сих пор, — говорит инструктор, технический дайвер Сергей Шульга. — Я, конечно, и раньше знал про этот трагический эпизод войны в силу того, что живу на Балтике и ныряю здесь, рядом с местом трагедии. Но вот участвовать в поиске и идентификации кораблей Таллинского прорыва мне раньше не приходилось. Что сказать? Такая трагедия не должна больше повториться. Никогда и нигде. Останки погибших настолько хорошо сохранились, что чётко видно: вот дети, даже грудные, вот женщины, вот военные. Их тысячи, лежат слоями… У этих людей не было шансов спастись. Мы должны всегда помнить эту трагедию. Наша экспедиция — это вклад в дело мира, без пафоса, я так считаю.

Если честно, я никогда ещё не работал в такой команде и на таких задачах. Видно, что ребята — серьёзные профи. Мы получили серьёзный опыт подобных погружений. Чёткая, слаженная работа. Каждый знает свою роль и зону ответственности. Каждый на своём месте. Достигнутые результаты возможны только в командной работе. Одному-двум дайверам такое не под силу, однозначно. Огромную работу провели те, кто удалённо и оперативно обрабатывал архивы, анализировал кадры наших подводных съёмок, помогал точной идентификации погибших кораблей… Мне приятно и важно ощущать себя членом столь серьёзного коллектива.

komanda.jpg

Члены международной экспедиции. Фото: "Разведывательно-водолазная команда"
Члены международной экспедиции. Фото: "Разведывательно-водолазная команда"

Вадим Кутуков, спасатель и дайвер, чей личный рекорд — погружение на глубину 161 метр, говорит, что экспедиция стала для него профессиональным вызовом. И важным человеческим опытом тоже.

— Балтика сама по себе непроста для погружений, а тем более — на такие серьёзные глубины, — рассказывает он. — Возможность работы в таком проекте, с такой потрясающей командой — уже сильнейшая мотивация. Быть среди первых и лучших. Дайвинг нас всех объединяет, стирает границы. Здесь всё равно — ты русский, живущий в Латвии, эстонец из Литвы или латыш, родившийся в Эстонии. Наши деды и прадеды прошли Первую и Вторую мировые войны. Потому память о них у нас в крови. Замечательно, что есть возможность делать общее дело и потом делиться мыслями, учиться друг у друга с такими людьми, как Константин Богданов и его ребята. А такие люди, как батюшка Иннокентий, просто находка. Он и мотивирует, и вдохновляет, и помогает. Будит душу и благословляет тебя на дальнейший путь.

Игумен Иннокентий (Ольховой) заслуживает отдельного упоминания. Эконом Данилова монастыря занимается дайвингом на вполне профессиональном уровне. Вероятно, это единственный священнослужитель в России, который не только смог работать с камерой и фонарями, но и читал панихиды по всем погибшим в море на глубине 80 и более метров. А поднявшись на поверхность, помогал своим коллегам прийти в себя после увиденного на дне кошмара…

balh.jpg

Человеческие останки на пароходе "Балхаш". Фото: "Разведывательно-водолазная команда"
Человеческие останки на пароходе "Балхаш". Фото: "Разведывательно-водолазная команда"

Основатель и директор "Яхт-радио" Максим Спутай был оператором в экспедиции и видел, как меняются люди после погружения в пучину трагедии 80-летней давности.

— Самым тяжёлым было видеть глаза парней после погружения на "Балхаш". Первым поднялся Вадим Кутуков. Очень коротко, даже скупо доложил, что он увидел на дне: "Тяжело. Очень тяжело". И замолчал, ушёл в себя. Ощущение, что принёс с собой наверх дыхание смерти… И следом каждый, возвращаясь, так же уходил в себя. Седые мужики, далеко не пацаны. Поднимаются, снимают снаряжение и молчат… Вот это было самым трудным для меня за все десять дней экспедиции. Потом на берегу я увидел кадры подводной съёмки. Кости, черепа, одежда, обувь, амуниция, всё вперемешку. Слоями… Горе. Безмерное горе… Я не нырял, но меня накрыло крепко. Не представляю, каково парням там внизу это видеть было своими глазами…

Предварительные итоги

Константин Богданов говорит, что на пяти судах, исследованных с 1 по 9 июля 2021 года, было не менее семи тысяч человек, большинство из которых навеки остались в море. Таким образом, исследовано место упокоения примерно половины всех людей, погибших при Таллинском переходе. Главное, что отныне их родные могут узнать точные координаты этих гигантских братских могил.

Всего же, по словам Константина Богданова, в районе Юминды за одну ночь погибло порядка 40 кораблей и более 10 тыс. человек. По сию пору не все из них идентифицированы.

karta2.jpg

Маршрут Таллинского перехода
Маршрут Таллинского перехода

Кроме кораблей, участвовавших в Таллинском переходе, подводные исследователи обнаружили и идентифицировали корпус подводной лодки М-96, затонувшей в 1944 году. Её искали больше трёх с лишним лет поисковики из России и Эстонии. Первым командиром подлодки был легендарный Александр Маринеско.

Экспедиция "180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной карте" началась 5 мая.

На первом этапе специалисты "Разведывательно-водолазной команды" совместно с морской инженерной компанией "Фертоинг" в российской части Финского залива обнаружили четыре затонувших судна: транспорты ВТ-524 "Калпакс"ВТ-511 "Алев", ВТ-547 "Ярвамаа" и ВТ-563 "Атис Кронвальдс". Все они погибли 29 августа 1941 года от ударов немецкой авиации и стали братской могилой для 2,5 тыс. человек.

06_op8a8458.jpg

Судовой колокол с парохода "Калпакс". Фото: "Разведывательно-водолазная команда
Судовой колокол с парохода "Калпакс". Фото: "Разведывательно-водолазная команда

Сегодня из всех крупных морских захоронений Таллинского прорыва ненайденным остаётся лишь штабное судно "Вирония", на борту которого было около 2,5 тыс. человек. До 28 августа, когда исполнится 80-летие начала Таллинского прорыва, члены поисковой команды надеются, что удастся совершить выезды в российскую и эстонскую части Финского залива.

Пока же необходимо проанализировать всю полученную в эти дни информацию. Напомним, что результатом экспедиции РГО станет создание интерактивной карты с точными координатами всех затонувших кораблей, участвовавших в легендарном Таллинском прорыве, и их 3D-моделями.

Экспедиция "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте" проводится при поддержке Фонда президентских грантов и компании "Транснефть".

Айвар Валеев