"За энергетикой стихии": какой будет уникальная кругосветка на парусном тримаране

Фото из личного архива Е. Ковалевского.
Фото из личного архива Е. Ковалевского.

Российские путешественники Евгений Ковалевский из Томска и Станислав Берёзкин из Новосибирска 1 июля 2021 года на парусном тримаране отправятся из Санкт-Петербурга в кругосветное плавание по маршруту первых отечественных экспедиций XIX века. Международный проект "По пути русских кругосветных мореплавателей", посвящённый 250-летию со дня рождения Ивана Крузенштерна и 200-летию открытия Антарктиды, реализуется при поддержке Русского географического общества.

Интересное начинание двух смелых людей уже становится по-настоящему "народным делом". Во время плавания Ковалевский и Берёзкин собираются в прямом эфире вести "живые" занятия по географии со школьниками и студентами в рамках уникальной образовательной программы "Уроки из Океана", а также нести знания о России жителям других стран. За здоровьем мореходов будут следить специалисты Сибирского государственного медицинского университета, а средства на оснащение судна для беспримерной кругосветки собирают "всем миром". Итогом двухлетней экспедиции должен стать не только рекорд дальности плавания на судне подобного класса, но и ряд научных исследований, дополненных несколькими документальными фильмами.

Евгений Ковалевский в беседе с представителем Томского областного отделения РГО рассказал о предстоящей кругосветке.

— Евгений Александрович, как давно появилась задумка вашего путешествия и в чём его миссия?

— Идея путешествия зародилась около пяти лет назад. На протяжении нескольких лет обдумывалась концепция и осуществлялся поиск финансирования. По инициативе Станислава Берёзкина мы проложили свой маршрут по следам первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского (1803–1806), плаваний Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Фёдора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1821). Мореплаватели XIX века разведывали новые земли, в частности, прокладывали морской путь в Русскую Америку, картографировали острова. Сегодня белых пятен на карте практически не осталось, поэтому у мореплавателей XXI века задачи иные — просветительские и дипломатические. Мы хотим напомнить о вкладе русских путешественников в изучение Мирового океана и пробудить интерес к географии и истории российских школьников и студентов.

Фото из личного архива Е. Ковалевского.
 

— Как вы собираетесь воплощать эти планы?

— Способами, которые отвечают нашему времени: проводить встречи с географическими сообществами разных стран, делать прямые эфиры из плавания, снимать фильмы. Фильмов о путешествиях не одна сотня, но мы считаем, что мир динамично меняется и те, что были сняты пару лет назад, менее актуальны. Интересно наблюдать за тем, что происходит здесь и сейчас, и в этом плане нашу кругосветку можно назвать "интерактивной". Те, кто будет следить за ходом экспедиции, смогут увидеть мир нашими глазами через фото, видео, интервью с интересными людьми, а также задавать вопросы членам экипажа.

— Расскажите про "Уроки из Океана"

— Это придуманный с нуля формат, инициаторами которого являются Томское отделение РГО, ТУСУР, школа "Интеграция" и компания СТК. Сейчас географы Томского отделения РГО и школы "Интеграция" обсуждают наполнение онлайн-трансляций экипажа парусного тримарана со школьниками России, какие в них будут входить эксперименты и опыты. Уже проведены два тестовых урока, во время которых отрабатывалась коммуникация между активными площадками. СТК готовит оборудование и спутниковую связь для трансляций, и в среднем такие включения будут проходить каждые два месяца. Уроки будут интересны не только любителям географии, но и любых других естественных наук (химии, биологии, физики), а также истории.

— Удивителен выбор судна для такого грандиозного проекта. Крузенштерн покорял водную стихию на парусном корабле, а на чём отправитесь вы?

— Судно наше совершенно необычное, называется тримаран. Три баллона, мачта, парус — и на этом всё. Так мы ближе к планете, находимся на самой её поверхности. Опустил руку за борт — и уже прикоснулся к океану, почувствовал его на клеточном уровне. В морское путешествие каждый идёт за своим смыслом. Для меня важно принять энергетику стихии и её знания, а с их помощью попытаться прикоснуться к таинству Земли.

о. Мадагаскар. Фото из личного архива Е. Ковалевского
 

— Как будет устроен быт на тримаране?

— Он будет практически так же неустроен, как у древних мореплавателей. Отличие лишь в том, что у нас будет небольшая плитка, кастрюля, где можно сварить рис, лапшу, приготовить чай. Спать мы будем по очереди в маленькой палатке. Распорядок дня такой: спать, есть, готовить еду, мыть посуду, нести вахту, тянуть паруса, штопать паруса, ремонтировать судно. Получается, что 24 часа в сутки ты чем-то занят, а если выпадает свободная минутка, лучше потратить её на сон, ведь в самый ответственный момент стихия спать не позволит. Кроме того, по ходу движения мы будем постоянно поддерживать связь с береговым центром в Томске и Москве, совместно решать такие задачи, как серьёзный шторм, капитальные поломки судна, нападение пиратов, вводимые странами ковидные ограничения, а также планировать своё прибытие к берегу, связываться с принимающей стороной. Это фантастический труд, даже близко не напоминающий романтику.

— Должно быть, в путешествии вам потребуется немало технического оборудования. Как будете решать проблему с его хранением?

— Да, и в океане, и на земле мы постоянно будем проводить фото- и видеосъёмку, писать тексты на ноутбуке, звонить по спутниковому и мобильному телефонам. Вся техника будет храниться в герметичных силикагелевых боксах, защищающих от влаги и ветра, а главное, соляного тумана. Если удастся, по пути следования будем параллельно проводить научные исследования — измерять радиационный фон Земли, распространение радиоволн, что потребует дополнительного оборудования.

Фото с девушкой. Папуа-Новая Гвинея. Фото из личного архива Е. Ковалевского.
 

— Как часто планируете высаживаться на сушу?

— Будем стараться проводить там не более двух-трёх дней, но это невозможно предугадать. При серьёзных поломках ремонт судна может достигать и двух недель. Максимальное время, которое мы будем проводить в океане без выхода на сушу, — до 30 дней. Больше не получится, потому что пространство, отведённое под провизию, очень и очень ограничено.

— Вы упомянули об отборе ещё двух участников в экипаж. Как он будет проводиться?

— На конкурсной основе. Будем оценивать способности, умения, мотивацию желающих. Мы разбили всю дистанцию на 20 этапов, и участник может подключиться на любом из них. Одна из самых больших трудностей в длительном плавании — психологическая. Со Стасом мы знакомы не один год, вместе переплыли океан и уверены, что друг друга вытерпим, а как сложатся отношения с новым членом команды — неизвестно, поэтому предлагаем энтузиастам пройти с нами по небольшому отрезку пути. Проект дорогостоящий, и мы также ждём от участников понимания о необходимости вклада в бюджет наравне с нами.

— Будете вести путевой дневник?

— Конечно, и я, и Стас. В океане происходит столько событий в течение дня, что, если их не записывать, на следующий день ничего не вспомнишь. И летучие рыбы летят, и шквалы, и пираты…

У берегов Индонезии. Фото из личного архива Е. Ковалевского

— Вы столько повидали! Можете назвать самые памятные предметы из своих путешествий?

— Я беру их отовсюду. Больше всего люблю вещи, которые могут увести в глубь истории. Я считаю точкой отсчёта истины момент создания Земли, поэтому чем старее предмет, тем ближе я могу прикоснуться к истине. Например, с Маркизского острова Хива-Оа я взял кусочек каменной фигуры — "тики", напоминающей фигуры с острова Пасхи, а с Галапагосских островов — кусочек лавы.

— Вы следите за какими-либо блогами о путешествиях?

— Нет, позволить себе тратить время на соцсети я не могу, всё отнимает реальная насыщенная жизнь. Я старомоден, меня вдохновляют природа, планета, мир животных и растений, люди с затерянных в океане островов.

"Ацтек". Фото из личного архива Е. Ковалевского.
 

 

Елизавета Шаимбаева