Первый этап
В 2005 году стартовал первый этап кругосветной трансарктической историко-географической экспедиции «Путь Ориона». Впервые в истории арктического мореплавания команда из пяти человек прошла по семи морям полярного фасада России от Анадыря на Чукотке до Архангельска на надувном парусно-моторном тримаране! Мореходы преодолели более 5000 морских миль за одну навигацию.
Вдоль полярного фасада России
Первая часть грандиозного похода была приурочена к 90-летию открытия Северного морского пути ледокольными транспортами «Таймыр» и «Вайгач» под командованием капитана II ранга флигель-адъютанта Б.А. Вилькицкого (1914-1915 гг). Эта экспедиция не только совершила величайшее географическое открытие XX века, но и выполнила целый комплекс исследований, на основе которых были составлены карты и лоции морей Восточной Арктики. Каждый шаг в освоении Севера давался смельчакам ценой огромных усилий, жестоких испытаний, а порой и жизни. Их имена остались на картах Арктики.
У истоков освоения Северного морского пути стояли выдающиеся деятели нашей страны – адмирал С.О. Макаров и учёный Д.И. Менделеев. В 1901 году в докладной записке правительству «Об исследовании Северного полярного океана» Дмитрий Иванович писал: «Россия с её огромным северным побережьем более, чем любое другое государство, заинтересована в победе над полярными льдами, как по экономическим, так и по военно-стратегическим соображениям. Победа эта составляет один из экономических вопросов будущности северо-востока европейской России и почти всей Сибири...»
Весной 1909 года со стапелей Невского завода сошли однотипные ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач», специально изготовленные для северных экспедиций. Строились они по русским проектам и при непосредственном участии выдающегося полярного исследователя, учёного и офицера Российского императорского флота А.В. Колчака. Он же был и первым капитаном «Вайгача». В 1913 году полярную экспедицию возглавил капитан II ранга Борис Андреевич Вилькицкий. Под его командованием были совершены крупные географические открытия: открыта Земля Императора Николая II (ныне Северная Земля) и ряд островов в морях Восточно-Сибирском и Лаптевых. 16 сентября 1915 года в Архангельске гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана успешно завершила многотрудный исторический рейс.
Через шесть морей на надувном тримаране
Команда трансарктической экспедиция «Путь Ориона» стартовала в июне 2005 года из города Анадырь на Чукотке на гораздо более простом судне, чем их знаменитые предшественники 90 лет назад. Парусно-моторный тримаран «Русь» был сконструирован и построен по старинному полинезийскому методу. Он состоит из трёх надувных гондол, каждая из которых имеет три секции безопасности. Настил-палуба изготовлен из сухих еловых жердей и увязан капроновыми лентами таким образом, что является эластичным в горизонтальной плоскости. На палубе установлена рубка, в которой могут находиться одновременно три морехода. В ней имеется место для приготовления пищи, штурманская зона и рабочее место радиооператора. Мачта выполнена из трёх длинных еловых жердей и позволяет крепить треугольный парус-грот площадью 40 кв.м. Дополнительным парусным вооружением являются два паруса-стакселя и один парус-спинакер. На борту размещены три руля, один из которых играет роль основного ходового, а два других стабилизируют движение судна при боковых ветрах и в штормовой ситуации – это рули-шверты. Кроме того, тримаран оснащён дизельным тридцатисильным двигателем и вспомогательным аварийным десятисильным.
Вот имена участников экспедиции, решившихся вступить в схватку со льдами на надувном судне:
Олег Волынкин – руководитель, радиооператор
Александр Леванов – капитан тримарана «Русь»
Ильдар Айсин – врач
Николай Давидовский – боцман
Александр Волынкин – механик
Обогнув мыс Дежнёва в Беринговом проливе, «Русь» прошла вдоль полярного фасада России по пути Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) по Берингову, Чукотскому, Восточно-Сибирскому морю, морям Лаптевых, Карскому, Баренцеву, Белому и финишировала в Архангельске 7 октября. Несмотря на то, что поход проходил в тяжелейших условиях – надувному судну приходилось ежечасно бороться со льдами, штормами и клыками диких зверей, команде удалось посетить некоторые острова, открытые ГЭСЛО в море Лаптевых; мыс Челюскин в проливе Вилькицкого, а также остров Расторгуев в Карском море, который до 1917 года носил имя своего первооткрывателя Александра Васильевича Колчака.
Во время экспедиции проводились видеосъёмка и сбор материалов для создания фильма и книги о путешествии.