Первый этап

Подписка на RSS - Первый этап

В 2005 году стартовал первый этап кругосветной трансарктической историко-географической экспедиции «Путь Ориона». Впервые в истории арктического мореплавания команда  из пяти человек  прошла по семи морям полярного фасада России от Анадыря на Чукотке до Архангельска на надувном парусно-моторном тримаране! Мореходы преодолели более  5000 морских миль за одну навигацию.

Вдоль полярного фасада России

Первая часть грандиозного похода  была приурочена к  90-летию открытия Северного морского пути ледокольными транспортами «Таймыр» и «Вайгач» под командованием капитана II ранга флигель-адъютанта Б.А. Вилькицкого (1914-1915 гг). Эта экспедиция не только совершила величайшее географическое открытие XX века, но и выполнила целый комплекс исследований, на основе которых были составлены карты и лоции морей Восточной Арктики. Каждый шаг в освоении Севера давался смельчакам ценой огромных усилий, жестоких испытаний, а порой и жизни. Их  имена остались на картах Арктики.

У истоков освоения Северного морского пути стояли выдающиеся деятели нашей страны  – адмирал С.О. Макаров и  учёный Д.И. Менделеев. В 1901 году в докладной записке правительству «Об исследовании Северного полярного океана» Дмитрий Иванович писал: «Россия с её огромным северным побережьем более, чем любое другое государство, заинтересована в победе над полярными льдами, как по экономическим, так и по военно-стратегическим соображениям. Победа эта составляет один из экономических вопросов будущности северо-востока  европейской России и почти всей Сибири...»

Весной 1909 года со стапелей Невского завода сошли однотипные ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач», специально изготовленные для северных экспедиций. Строились они по русским проектам и при непосредственном участии выдающегося полярного исследователя, учёного и офицера Российского императорского флота А.В. Колчака. Он же был и первым капитаном «Вайгача».  В 1913 году полярную экспедицию возглавил капитан II ранга Борис Андреевич Вилькицкий.  Под его командованием были совершены крупные географические открытия: открыта Земля Императора Николая II (ныне Северная Земля) и   ряд островов в морях Восточно-Сибирском и Лаптевых.  16 сентября 1915 года в  Архангельске гидрографическая  экспедиция Северного Ледовитого океана успешно завершила  многотрудный исторический рейс.

Через шесть морей на надувном тримаране

Команда трансарктической  экспедиция «Путь Ориона» стартовала  в июне 2005 года из города Анадырь  на Чукотке на гораздо более  простом судне, чем их  знаменитые предшественники  90 лет назад. Парусно-моторный тримаран «Русь» был сконструирован и построен  по  старинному полинезийскому методу. Он состоит из трёх надувных гондол, каждая из которых имеет три секции безопасности. Настил-палуба изготовлен из сухих еловых жердей и увязан капроновыми лентами таким образом, что является эластичным в горизонтальной плоскости. На палубе установлена рубка, в которой могут находиться одновременно три морехода. В ней имеется место  для приготовления пищи, штурманская зона и рабочее место радиооператора. Мачта выполнена из трёх длинных еловых жердей и позволяет крепить треугольный парус-грот площадью 40 кв.м. Дополнительным парусным вооружением являются два паруса-стакселя и один парус-спинакер. На борту размещены три руля, один из которых играет роль основного ходового, а два других стабилизируют движение судна при боковых ветрах и в штормовой ситуации – это рули-шверты. Кроме того, тримаран оснащён дизельным тридцатисильным двигателем и вспомогательным аварийным  десятисильным.

Вот имена участников экспедиции, решившихся вступить в схватку со льдами на надувном судне:

Олег Волынкин – руководитель, радиооператор
Александр Леванов – капитан тримарана «Русь»
Ильдар Айсин – врач
Николай Давидовский – боцман
Александр Волынкин – механик

Обогнув мыс Дежнёва в Беринговом проливе, «Русь» прошла вдоль полярного фасада России по пути Гидрографической  экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) по  Берингову,  Чукотскому,  Восточно-Сибирскому морю,  морям Лаптевых, Карскому, Баренцеву, Белому и финишировала в Архангельске 7 октября.  Несмотря на то, что поход проходил в тяжелейших условиях – надувному судну приходилось ежечасно бороться со льдами, штормами и клыками диких зверей, команде удалось посетить некоторые острова, открытые ГЭСЛО в море Лаптевых; мыс Челюскин в проливе Вилькицкого, а также остров Расторгуев в Карском море, который до 1917 года носил имя  своего первооткрывателя Александра Васильевича Колчака.

Во время экспедиции проводились видеосъёмка и сбор материалов для создания фильма и  книги  о путешествии.