Второй этап

Подписка на RSS - Второй этап

II этап кругосветной экспедиции «Путь Ориона» в июне – сентябре 2007 года (на схеме выделен синим цветом) проходил в акватории  Белого и Баренцева морей вдоль берегов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Поход носил историко-мемориальный характер и оказался  удивительным по обилию впечатлений.

Пересечение маршрутов и судеб

Команда парусно-моторного тримарана «Русь»:

Олег Волынкин – руководитель экспедиции «Путь Ориона»
Александр Леванов – капитан тримарана «Русь»
Евгений Кузьмин – бортинженер
Альберт Базлов – судовой механик
Николай Давидовский – боцман

Старт судна состоялся в полдень 23 июня 2007 года из города  Кинешма.  Спустя месяц, дойдя до Архангельска  и оформив соответствующие документы в Северо-Западном  погрануправлении ФСБ России,  парусно-моторный тримаран «Русь» с пятью членами команды на борту покинул порт Архангельска и вышел на маршрут в Белое и Баренцево море курсом на Мурманск.

Через неделю  ивановские экстремалы приняли участие в праздновании дня Военно-Морского Флота России, который проходил как в Мурманске, так и в акватории Кольского залива. Покинув их, мореходы направились к  западным берегам Новой Земли, где пересекались маршруты и судьбы исследователей  Севера Владимира Русанова и Георгия Седова.

Справка

Историки Арктики и Антарктики давно уже обратили внимание на то, что 1912 год был особенно несчастливым для исследователей высоких широт. То ли сам год оказался аномально суровым и ледовитым, то ли путеводная Полярная звезда отказала в покровительстве морякам – известно лишь одно: три русские полярные экспедиции вышли в Северный океан в 1912 году и все три завершились трагически. Одна погибла целиком, другая – почти целиком, в третьей умерли двое, включая начальника. Если же вспомнить жертвы, понесённые тогда же иностранными экспедициями, и в первую очередь гибель в 1912 году доблестного английского капитана Роберта Скотта и четырёх его товарищей, достигших Южного полюса в Антарктиде и умерших на обратном пути, то волей-неволей задумаешься о роке, с особой изощрённостью преследовавшем полярников именно тогда.

Героика и трагедия экспедиции Георгия Седова на шхуне «Святой Фока» (1912-1914), Владимира Русанова на парусно-моторном судне «Геркулес» (1912-1913) и лейтенанта Георгия Брусилова на шхуне  «Святая Анна» (1912-1914(1915?) в середине 30-х годов прошлого столетия под пером писателя-фантаста Вениамина Александровича Каверина легли в основу романа «Два капитана».

Отрезок пути от Мурманска до населённого пункта Белушья Губа на западном побережье архипелага Новая Земля протяжённостью около 1000 морских миль команда преодолела за 7 суток. Наиболее сложным оказался морской переход от острова Колгуев до острова Междушарский, где море по-настоящему показало свой крутой нрав. Но «Русь» справилась со штормами.

Единственный населённый пункт Новой Земли

Получив по спутниковой системе связи соответствующее разрешение от командующего центральным полигоном РФ на Новой Земле генерал-майора Ю.И. Соколова, впервые за много десятилетий гражданскому судну позволили  зайти в закрытый  порт Белушья Губа. Это – главный и единственный постоянный населённый пункт архипелага Новая Земля. Здесь имеется всё необходимое для нормальной жизни: средняя школа на 560 человек, детский сад на 80 мест, 17 жилых домов, 3 гостиницы, магазин, парикмахерская, фотоателье, комбинат бытового обслуживания, телерадиостанция «Орбита», военно-морской госпиталь на 200 коек, поликлиника, Дом офицеров, базовый матросский клуб, православный храм и даже 25-метровый бассейн. Административно Белушья Губа является частью Архангельской области.  Днём рождения порта принято считать 17 сентября 1954 года, когда здесь был основан ядерный полигон, который назвали так же, как архипелаг, где он был расположен.

Во время пребывания в столице архипелага руководитель экспедиции и члены команды провели ряд встреч с личным составом военного гарнизона, на которых рассказывали о целях и задачах экспедиции «Путь Ориона». Совместно с местными жителями  с палубы тримарана «Русь» в Белушьей Губе у мыса Лилье на воду был спущен венок в память о погибших моряках гражданского судна «Рошаль», потопленного в августе 1943 года немецкой подводной лодкой. Такая же дань памяти погибшим  отдавалась  и в других точках Баренцева моря у берегов Новой Земли, где покоятся останки моряков, сражавшихся с фашистами.

В середине августа тримаран «Русь» продолжил свое путешествие вдоль берегов архипелага к его северной оконечности – мысу Желания и далее на северо-запад к архипелагу Земля Франца-Иосифа. Во время этого отрезка путешествия мореходы  посетили  бухты Новой Земли,  где неоднократно проходили экспедиции Владимира Русанова  и зимовала  шхуна «Святой Фока» (1912-1913 годы) под командованием Георгия Седова,  впоследствии погибшего во время пешего перехода от Земли Франца-Иосифа к Северному полюсу в 1914 году. На месте зимовки экспедиции Седова ивановцы восстановили астрономический знак,  установленный им  в марте 1913 года, и  привели в надлежащее состояние именной колонный крест, установленный в то же время.

Наряду с этим команде тримарана «Русь» удалось посетить полуостров Адмиралтейский, остров Панкратьева и другие географические пункты, тем или иным образом связанные с пребыванием полярных экспедиций конца XIX и начала XX столетий.

В третей декаде августа, достигнув 80-х широт у берегов архипелага Земли Франца-Иосифа, в районе острова Литке, тримаран «Русь» взял курс на юго-запад, пересекая Баренцево и Белое моря, – в Архангельск. Обратная дорога «домой» протяжённостью около 2000 километров оказалась сложной, изнурительной и экстремальной – в Баренцевом море начался штормовой сезон. Тримаран «Русь»  неоднократно попадал в пяти-шести-балльные  шторма, во время которых ломались двигатель и судовая колонка управления тримараном, выходил из строя генератор, трескались мачты и многое другое...

В течение десяти  дней, не видя берегов, команда двигалась на юг к Белому морю, с достоинством преодолевая  все тяготы походной морской жизни и демонстрируя силу духа, свойственную российским мореплавателям.

Второй этап экспедиции  «Путь Ориона» успешно завершился в Архангельске в начале сентября 2007 года.