Третий, завершающий этап
Отчет о III этапе кругосветной трансарктической историко-географической экспедиции «Путь Ориона». Май-октябрь 2011 года
Третий, завершающий этап экспедиции осуществлен в 2011 году. Он носил исторический, географический и этнографический характеры.
Экспедиция стартовала 10 мая из г. Плес Ивановской области. Затем команда прошла по рекам и каналам северо-западной части России до Санкт-Петербурга, через Балтийское и Норвежское моря вышла в Северную Атлантику, а далее вдоль берегов Исландии, Гренландии, Канады и США (Аляска) по морям Лабрадор, Баффина, Бофорта, Чукотское, Берингово дошла до г.Анадырь на Чукотке. Ивановским экстремалам предстояло преодолеть проливы Девисов, Ланкастер, Мак-Клур и Берингов, пройти свыше 10000 морских миль в полярной зоне северного полушария Земли.
На III этапе произведен сбор материала для написания книги, а так же отснят видеоматериал для фильмов об истории освоения Арктики, жизни, культуре и быте коренных народов, населяющих арктическое побережье Земли.
III этап кругосветного путешествия ивановцы осуществили на легендарном судне арктических морей парусно-моторном тримаране «Русь» под флагами: Ивановской области, города Иваново, города Плес, Русского Географического общества, спонсоров экспедиции.
Парусно-моторный тримаран «Русь» – уникальное судно, сконструированное и построенное по полинезийскому методу. Оно состоит из трех надувных гондол, каждая из которых имеет три секции безопасности. Настил-палуба изготовлен из сухих еловых жердей и увязан капроновыми лентами таким образом, что он является эластичным в горизонтальной плоскости. Поверх палубы установлена рубка, предназначенная для нахождения в ней одновременно трех экспедиционеров, и имеет место для приготовления пищи, а также штурманскую зону и рабочее место для радиооператора. Мачта также выполнена из трех длинных еловых жердей и позволяет крепить треугольный парус-грот площадью 40 кв.м.
Дополнительным парусным вооружением являются два паруса-стакселя и один парус-спинакер. На борту размещены два руля, выполняющих роль основных ходовых, а два других стабилизируют движение судна при боковых ветрах и в штормовой ситуации – это рули-шверты. Тримаран оснащен двумя дизельными тридцатисильными двигателями.
За истекшие двенадцать лет тримаран несколько раз усовершенствовался, и его грузоподъемность изменилась от 5 до 15 тонн. Это судно путешествовало по озеру Байкал, Азовскому и Черному морям, а с 2001 года тримаран «Русь» получил «постоянную прописку» в акваториях российских морей Северного Ледовитого океана.
Тримаран и его команда, состоящая из 5-6 человек, впервые в российской практике достигла северных широт до восьмидесятой параллели. Команда приобрела навыки хождения во льдах плотностью 6-7 баллов (по 10-балльной шкале).
Состав команды парусно-моторного тримарана «Русь»:
- Руководитель кругосветной трансарктической историко-географической экспедиции «Путь Ориона» – Олег Волынкин;
- Капитан тримарана «Русь» – Александр Леванов;
- Боцман тримарана «Русь» – Николай Давидовский;
- Механик тримарана «Русь» (на маршруте Плес – Рейкьявик, Исландия) – Альберт Базлов;
- Врач экспедиции «Путь Ориона» (на маршруте Плес – Готхоб, Гренландия) – Сергей Булыгин;
- Механик тримарана «Русь» (на маршруте Рейкьявик, Исландия – Готхоб, Гренландия) – Дмитрий Козлов;
- Врач экспедиции «Путь Ориона», бортинженер тримарана «Русь» (на маршруте Клайд Ривер, Канада – Барроу, Аляска США) – Майкл Глан, житель Канады.
Только корпусные суда, т.е. яхты с металлическим корпусом и толщиной металла бортов 8-10 мм, в редких случаях проходили трассу Северного Морского пути от Мурманска до Чукотки. Из российских яхт – это «Апостол Андрей» под командованием Николая Литау, яхта «Сибирь» под командованием Сергея Щербакова и яхта «Петр-I». Остальные – это иностранные суда, которые не с первой попытки, а иногда и с зимовкой преодолевали трассу Севморпути. Наше надувное судно явилось исключением и является единственным в мире, преодолевшим сложнейшую трассу арктического марафона от Чукотки до Чукотки в северном полушарии Земли.
Успешно состоявшиеся экспедиции 2005 и 2007 годов, готовность команды в организационно-техническом, психологическом и физическом отношениях давали основание рассчитывать на успешное проведение III-го заключительного этапа кругосветного арктического похода из Плеса до Санкт-Петербурга, а далее через Исландию, Гренландию, Канаду и Аляску до Анадыря на Чукотке.
Мы считаем, что легендарными судами южных морей Атлантического и Индийского океанов являются «Кон-Тики», «Ра-1», «Ра-2», «Тигрис», а в Ледовитом океане и Северной Атлантике – наш парусно-моторный тримаран «Русь». Осуществление кругосветного арктического плавания подняло престиж парусного флота не только Ивановской области, но и всей России.
Четыре года тому назад в городе Иваново на базе Православной общеобразовательной школы был создан Иваново-Вознесенский Морской кадетский корпус, в котором военно-морскую форму носят более 40 воспитанников. Их обучение и воспитание построено на исторических принципах российского кадетства, в основе которого лежат три составляющие: духовно-нравственное воспитание, общеобразовательное и военно-патриотическое воспитание.
Руководитель полярной экспедиции Волынкин О.В. является председателем попечительского совета кадетского корпуса, а часть экипажа тримарана являются преподавателями морского дела, осуществляют функции педагогов-наставников. Молодых юношей и девушек в настоящее время как никогда ранее требуется воспитывать на лучших традициях Российского флота, необходимо, чтобы их педагогами были авторитетные люди, судьбы которых тем или иным образом связаны с морем, будь то на военном или гражданском поприще.
В 2011 году состоялся большой речной поход по рекам, каналам и озерам от г.Плес на реке Волге до Санкт-Петербурга протяженностью около 2 тысяч километров на тримаране «Русь» совместно с воспитанниками Морского кадетского корпуса им. адмирала Г.И. Невельского. Мы считаем, что это мероприятие носило не региональный, а российский уровень. Целью этого похода была популяризация кадетского движения в России, о чем много говорится в настоящее время на самом высоком уровне.
От Плеса до Анадыря пройдено более 10 тысяч морских миль по рекам и каналам, морям и океанам. Подготовка к каждому этапу велась тщательным образом, как в организационно-информационном плане, так и в техническом. Прорабатывалось все до мелочей, вплоть до винта и болта. Опыт подготовки экспедиций за плечами богатый. Эта наука познавалась с годами. Проблем не было. Были только задачи, которые мы успешно решали как по времени, так и по финансам. Нам помогало правительство Ивановской области, руководство города Иваново, города Плес, Русское географическое общество, многочисленные спонсоры.
Достигнута цель экспедиции «Путь Ориона», выполнены поставленные задачи – собран исторический материал о народах, населяющих арктическую зону Земли, отснят фото и видеоматериал. Все это ляжет в основу будущей книги и телевизионных документальных фильмов.
В ходе экспедиции установлено три мировых рекорда:
- Впервые в мировой практике надувной парусно-моторный тримаран «Русь» прошел Северную Атлантику от берегов Норвегии через Фарерские острова, Исландию в Гренландию.
- Впервые в мировой практике надувной парусно-моторный тримаран «Русь» прошел Северо-Западным проходом в западном полушарии Земли от берегов Гренландии через Полярную Канаду и Аляску в Анадырь на Чукотке.
- Впервые в мировой практике на надувном парусно-моторном тримаране «Русь» осуществлено кругосветное плавание в арктической зоне Земли.
Все это удалось исполнить ивановской команде не потому, что она хорошая, а потому, что нас окружали люди всего Мира, которые помогали нам, верили в нас, ждали нас. Мы им очень признательны. Экспедиции «Путь Ориона» помогал весь Мир. Это удивительные люди, с которыми нам пришлось встретиться в Европе, на Фарерах, в Исландии, Гренландии, Полярной Канаде. В Мире нет плохих людей!
Кругосветное путешествие – это удивительное путешествие по своей красоте, характеру, событийности и информативности. Все это подробно будет описано в моей будущей книге. В настоящее время очень подробно о ходе экспедиции, о ее многогранности изложено на экспедиционном сайте: www.orion.treto.ru
Подробная информация об экспедиционной деятельности на сайтах:
Руководитель трансарктической историко-географической экспедиции «Путь Ориона» Олег Волынкин