Исследователь мирового океана и полярных широт Евгений Матвеевич Сузюмов

Подписка на RSS - Исследователь мирового океана и полярных широт Евгений Матвеевич Сузюмов

Евгений Матвеевич Сузюмов (4 (17) января 1908 – 30 апреля 1998) – уроженец г.Пензы, кандидат географических наук, почетный полярник, член Русского географического общества и почетный член национального географического общества США, известен как участник многих экспедиций Главсевморпути и Академии наук СССР в Арктику, Антарктику, Атлантический, Индийский и Тихий океаны. «Он говорил о себе, – пишет его сын А.Е.Сузюмов, – что плавал по всем океанам и побывал на всех континентах». По историческим меркам, его жизнь не была героической, но прожил он ее интересно, достойно и с пользой для Родины. Как сказал о нем один из молодых современников, «вся Ваша жизнь – пример для подражанья, хотя не каждому такое по плечу».

Евгений Матвеевич родился в Пензе в 1908 г. Через два года семья переехала в  Нижний Ломов Пензенской области, а в 1918 г. Сузюмовы вернулись в Пензу, где отец Е.М.Сузюмова стал одним из организаторов потребительской кооперации, членом правления Губсоюза потребительских обществ. В 1925 году Евгений Сузюмов окончил 4-ю городскую школу, и тогда же обучился стенографии. В совершенстве овладев этой техникой, он до отъезда на учебу в Москву работал стенографом, обслуживая губернские партийные и советские конференции и пленумы. В период с 1926 по 1930 год Е.М.Сузюмов окончил Высший зоотехнический институт в Москве и стал работать научным сотрудником, а потом и начальником полевой генетической лаборатории Европейского института овцеводства в Воронежской области.

Начавшиеся гонения на генетику и голод, вызванный принудительной коллективизацией, заставили Сузюмова в конце 1932 года вернуться в Москву, где он поступил на работу в Наркомат совхозов. Благодаря знанию стенографии, он вскоре стал помощников наркома Т.А.Юркина. Тогда ряд сотрудников Наркоматов земледелия и совхозов были объявлены виновниками голода и подверглись арестам и расстрелам. Нарком Юркин остался в стороне от репрессий, с ним Е.М.Сузюмов объездил всю страну, изучая практику совхозов как новой формы народного хозяйства. Именно здесь Е.М. Сузюмов приобрел организаторские навыки, которые сыграли решающую роль в его дальнейшей жизни. Во время этих командировок у него впервые «зародилась страсть к путешествиям и географии».

Но у каждого путешественника есть страсть к какому-то конкретному региону. Для Сузюмова этим регионом стала Арктика. «Я горячо полюбил Арктику, – писал Евгений Матвеевич, – ее суровую природу и необозримые просторы, где всюду глаз встречает только две краски — белую и голубую».

 

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: ленд-лиз и полярные конвои

21 июня 1941 года, за день до начала войны, Сузюмова затребовал к себе в качестве помощника начальник Главного управления северного морского пути (ГУСМП) Иван Дмитриевич Папанин, которому предстояла поездка на остров Диксон, главную базу Главсевморпути в Западном секторе Арктики, чтобы оттуда руководить морскими операциями, и ему требовался помощник с навыками хорошего организатора.

Но на следующий день началась война, и смешала все планы. Папанин был вынужден остаться в Москве, и вскоре, оставаясь начальником Главсевморпути, он был назначен Уполномоченным Государственного комитета обороны (ГКО) по перевозкам на Белом море. Поэтому на о-в Диксон Сузюмову пришлось отправиться одному. Там он провел всю летнюю навигацию 1941 года, под руководством опытных штурманов и гидрологов-прогнозистов осваивая основы арктической проводки судов. Так состоялось его первое знакомство с Северным морским путем (СМП). После закрытия навигации и возвращения штаба Западного сектора Арктики в Архангельск в конце ноября 1941 года, Сузюмов поступил в распоряжение Папанина. С того времени они проработали бок о бок с Папаниным целых 40 лет.

Легендарный полярник, начальник Главсевморпути, начальник дрейфующей станции «Север-1» в 1937-1938 гг., дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук и будущий контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин уже имел опыт работы в качестве Уполномоченного ГКО во время советско-финской войны. В условиях войны его должность делала его полновластным начальником Арктики. Должности Е.М. Сузюмова в этот период: с 1.12.1941 – адъютант Уполномоченного ГКО с 22.08.1942 – инспектор при Уполномоченном ГКО, помощник Уполномоченного. Одновременно (с 10.08.1942 г.) – заместитель начальника штаба морских операций при начальнике Главсевморпути. Штаб Д.И.Папанина отвечал за приемку грузов, которые поставлялись по ленд-лизу в Архангельск и Мурманск, их немедленную отправку на фронт, а как начальник Главсевморпути Папанин отвечал за вывоз стратегических грузов из сибирских портов – опять же, на фронт.

Первый груз прибыл в Архангельск уже 31 августа 1941 года с караваном «Дервиш»: 39 британских истребителей «Харрикейн» и 550 англичан – пилотов, инструкторов, механиков и наземного персонала, которые впоследствии приняли участие в воздушных боях в районе Мурманска. Одновременно они обучали советских пилотов пользоваться доставленной им импортной техникой. На какое-то время британские пилоты прикрыли небо Арктики, не дав фашистам прорваться к Мурманску – единственному незамерзающему порту на севере страны.

Работы для штаба Папанина было много. Архангельский порт замерзал, поэтому нужно было срочно восстановить разоренный немецкими бомбардировками Мурманский порт. Считается, что по интенсивности бомбардировок Мурманск был вторым после Сталинграда. А караваны судов с грузами из США и Великобритании (PQ) прибывали один за другим. В общей сложности с этими караванами было доставлено 8.168 тонн грузов (в том числе 200 истребителей, 162 танка, 53 бронемашины, 1.118 тонн боеприпасов, продовольствие и другие грузы). Выгрузка, складирование и отправка на фронт осуществлялись под непрекращающимися немецкими бомбардировками. Выполняя распоряжения Папанина, Е.М.Сузюмов обязан был находиться в самых горячих точках. В своем рабочем дневнике он так описывает день 11 января 1942 г., когда в Мурманск пришел конвой PQ-7: «…На территорию порта было сброшено больше тысячи зажигательных бомб. Это был сущий ад… Надо было и тушить пожары, и госпитализировать раненых, и разгружать суда, и накормить моряков каравана». И это был всего лишь один день войны в Заполярье.

Союзники поначалу сомневались в способности советской транспортной системы справиться с огромным потоком грузов, прибывавших по ленд-лизу. Для проверки в Мурманск в мае 1942 года прибыл уполномоченный Министерства торгового мореплавания США капитан Аксель Пирсон. Позже Аксель Пирсон опубликовал краткий отчет об этой поездке, сокращенный военной цензурой. Он появился в утренних выпусках американских газет 29 марта 1943 г. Папанину его копию переслали по дипломатическим каналам, и он процитировал этот отчет в своих воспоминаниях.

«…На нас сбрасывали бомбы утром, днем и ночью, – пишет в своем отчете Пирсон. – Мы переживали по 14 бомбежек в день. Я подсчитывал налеты в течение 38 дней: нас бомбили 168 раз. После этого я бросил записывать бомбежки. Здесь вошло в привычку работать до самого последнего сигнала тревоги и многие продолжали работать и во время налетов… Что это за люди! Я никогда не наблюдал у русских подавленного настроения. «Боже мой, что за народ эти русские?» – спрашивал я себя ежедневно. Они абсолютно уверены в том, что выиграют войну… Мне нравятся русские. Они знают, за что воюют».

Помимо немецких авианалетов, доставляли хлопот и подводные лодки, и надводные суда фашистов, такие как тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», рыскавший в западном секторе Северного морского пути в поисках караванов торговых судов.

Летом 1942 года немецкое командование начало операцию «Wunderland» («Страна чудес») в Карском море, целью которой было перекрыть проход караванов в Баренцево море с востока, блокировать Северный морской путь и уничтожить портовую инфраструктуру.

Евгений Матвеевич Сузюмов как член штаба Папанина стал своего рода летописцем событий, происходивших в годы войны в Арктике. Он оставил для истории множество работ о роли советских полярников в Великой Отечественной войне. В их числе – рассказ о неравном бое ледокольного парохода «Александр Сибиряков» (капитан А.А.Качарава) с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер» 25 августа 1942 года, в разгар немецкой операции «Wunderland». Немецкий корсар охотился за «3-м арктическим караваном» (так назывались внутренние арктические караваны, другое название: «Арктика-3» или ВА-3). В это же время ледокол «А.Сибиряков» следовал с о-ва Диксон к Северной Земле для смены зимовщиков. Его вооружение составляли два устаревших 76-мм зенитных орудия обр.1914/15 гг., два 45-мм орудия и пулеметы (для сравнения: «Адмирал Шеер» имел 28 крупнокалиберных орудий, в том числе шесть 280-мм и восемь 150-мм).

Немецкий рейдер, шедший на поиски каравана советских торговых судов, которые в сопровождении ледоколов двигались из моря Лаптевых в Карское море. Недалеко от о-ва Диксон он повстречался с «А.Сибиряковым. «Адмирал Шеер», в нарушение международных конвенций, шел под американским флагом. Однако у капитана Качаравы возникли сомнения по поводу его национальной принадлежности. Он тут же передал радиограмму штабному работнику на Диксон: «Следи за мной…». И дал сигнал боевой тревоги. Неизвестный корабль быстро приближался, пытаясь выйти наперерез курсу парохода. И тут «Адмирал Шеер» начал семафорить по-русски: «Сообщите состояние льда в проливе», а вопрос Качаравы: «Ваше название и национальность?» – неизвестный корабль проигнорировал и повторил: «Сообщите состояние льда в проливе зпт где сейчас караван транспортов и ледоколов?».

- Ага, – воскликнул Качарава, – Теперь понятно: это немцы…

- Надо задержать его, насколько сумеем, – договорил за капитана помполит Зелик Абрамович Эмелах.

В это время американский флаг был спущен. Вместо него на «Адмирале Шеере» подняли флаг нацистской Германии. Качарава первым начал бой, тем самым определив жизнь и судьбу и свою, и экипажа, и корабля. Героические действия капитана Качаравы и экипажа ледокола сорвали крупнейшую операцию фашистов в Арктике.

 Бой продолжался всего 20 минут. Из экипажа ледокольного парохода «А.Сибиряков» погибли 79 чел. Качарава был тяжело ранен и лежал без сознания. Командование принял на себя Эмелах.

…Когда пароход начал тонуть, уцелевшие 19 человек, в том числе тяжело раненый капитан Качарава, погрузились на шлюпку. Немцы перехватили их и взяли в плен. …Чудом спасся только кочегар П.И.Вавилов, сумевший доплыть до о-ва Белуха и сообщить о гибели «А.Сибирякова». Командующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко назвал действия «сибиряковцев» «коллективным Матросовым». О подвиге «А.Сибирякова» Е.М.Сузюмов написал небольшую книгу. Она помогла Карской экспедиции Научного центра изучения Арктики Ямало-Ненецкого Автономного округа обнаружить на дне Карского моря это судно, о чем 12 декабря 2017 г. сообщило на своем сайте Пензенское отделение РГО.

До 1943 года было два основных пути поставок по ленд-лизу. Первый и кратчайший – через Западное Заполярье в порты Мурманск и Архангельск. Однако этот путь проходил вдоль берегов оккупированной немцами Норвегии, поэтому потери караванов были велики. Вся западная часть Северного морского пути была зоной активных боевых действий. Второй, более длинный путь, шел от портов западного побережья Америки через Тихий и Индийский океаны, Аравийское море и Персидский залив в иракский порт Басра. Далее по железным дорогам Ирана грузы доставлялись в советское Закавказье. Однако после трагедии каравана PQ-17 и в связи с наступлением вермахта на Кавказе летом 1942 года, пришлось искать новые транспортные пути.

Государственный комитет обороны СССР принял меры, чтобы ускорить поставку грузов из США более безопасным путем – через Владивосток. Кроме того, начальник Аэрофлота известный полярный летчик Герой Советского Союза В.С.Молоков, назначенный Уполномоченным ГКО, с группой авиаспециалистов и полярных летчиков разработал и 4-й вариант – воздушный мост для переправки самолетов из США через Аляску, Чукотку, Якутию в Красноярск (т.н. трасса «Алсиб»). Вскоре он был утвержден ГКО СССР. А начальник полярной авиации Герой Советского Союза Иван Мазурук был назначен начальником этой трассы.

С 20 мая 1943 г., когда И.Д.Папанин со своим штабом отправился вдоль трассы Севморпути на Дальний Восток для налаживания бесперебойной работы этого важнейшего транспортного пути, Е.М.Сузюмов стал одновременно заместителем начальника штаба Восточного сектора Арктики Главсевморпути.

Начальник полярной авиации И.П.Мазурук так писал о работе Сузюмова в этот период: «Евгений Матвеевич в годы Великой Отечественной войны провел очень большую работу. На его плечи ложилась работа по организации доставки «лендлизовского» вооружения, которое прибывало с кораблями в Мурманск. Это была очень напряженная работа и очень трудное время — это было накануне Сталинградской битвы и после нее. Надо было все учесть. И все это делал И.Д.Папанин с величайшей помощью и организаторскими способностями Евгения Матвеевича Сузюмова. Это был весьма существенный вклад в Победу — и в годы войны, и в восстановлении народного хозяйства. И все это собиралось в великолепной фигуре Евгения Матвеевича. Он умел организовать, а Иван Дмитриевич Папанин это поддерживал своей настойчивостью. Без помощи Евгения Матвеевича Папанин не мог бы столь эффективно работать».

 

В Арктике в послевоенные годы

С окончанием войны штаб Уполномоченного ГКО был упразднен, документы переданы в архив Главного управления северного морского пути (ГУСМП), а личный состав штаба влился в эту организацию. Однако вскоре И.Д.Папанин был отправлен на пенсию, а вслед за ним были сняты со своих постов и остальные члены «папанинской четверки». Новым начальником Главсевморпути (ГУСМП) был назначен опытный капитан А.А.Афанасьев. С 1946 по 1949 гг. Е.М.Сузюмов — старший референт, заместитель начальника канцелярии Главсевморпути при Совете министров СССР. Еще в период Великой Отечественной войны вместе с Папаниным он совершил два больших морских перехода от Мурманска по северным морям во Владивосток и обратно. А вместе с А.А. Афанасьевым и известным полярным океанографом Н.Н. Зубовым пролетел в 1947 г. всю трассу Северного морского пути и побывал на базах ГУСМП, в ведение которого входила не только сама морская трасса, но и порты, склады, суда, полярная авиация, научные подразделения и др.

Тем временем, началась «холодная война». Еще в августе 1945 года Соединенные Штаты впервые испытали ядерное оружие на японских городах Хиросима и Нагасаки. В апреле 1949 года было создано НАТО. СССР искал способы защиты от потенциального нападения бывшего союзника США, которое могло произойти по кратчайшему пути – через Северный Полюс. Для этого Главсевморпуть вместе с военными начали строительство аэродромов прямо на дрейфующих льдах Арктики. Средствами доставки ядерного оружия в то время служили тяжелые бомбардировщики дальнего радиуса действия. Работа над ракетами, способными нести ядерное оружие на дальние расстояния, еще только разворачивалась.

В это же время началась послевоенная волна сталинских репрессий. Афанасьев вскоре был снят с должности и вернулся на Север в качестве заключенного. Новым начальником ГУСМП стал генерал-майор А.А.Кузнецов, бывший командующий авиацией Северного флота. Это назначение было обоснованным: государственный приоритет в Арктике перешел от флота к авиации. Начались сверхсекретные высокоширотные воздушные экспедиции.

Высокоширотная воздушная экспедиция «Север-2» (ВВЭ-2), проходившая в марте – мае 1948 г., показала высокие результаты и необходимость продолжить исследования в Арктике. Следующей по номеру должна была стать экспедиция «Север-3», но этот номер был присвоен океанографической экспедиции на ледоколе «Ф.Литке», которая работала летом 1948 года в северной части Карского моря и северо-западной части моря Лаптевых. Поэтому новая высокоширотная воздушная экспедиция в Арктике получила название «Север-4». (Некоторые участники, например, В.Волович, ошибочно продолжали называть ее «Север-3»). Ее район действия был значительно расширен по сравнению с ВВЭ-2, а количество пунктов проведения научных исследований на льду возросло почти в три раза.

Начальником экспедиции «Север-4» (конец марта – начало мая 1949 г.) был назначен А.А. Кузнецов, его помощником по оперативным вопросам стал Евгений Матвеевич Сузюмов. Задачей экспедиции было помочь военным в поиске льдин для создания на них аэродромов, пригодных для посадки тяжелых бомбардировщиков. Одновременно шла подготовка к высадке на дрейфующий лед станции «Северный Полюс-2» (впервые после папанинского дрейфа). Изучалась возможность оказания помощи экипажам самолетов, которые могли потерпеть крушение на просторах Арктики.

«Мы прилетели на Северную Землю в конце марта 1949 года, – рассказывал впоследствии, когда гриф секретности был снят, врач экспедиции Виталий Волович. – Здесь, прямо на льду пролива Красной Армии, руководство высокоширотной экспедиции «Север-4» решило организовать промежуточную базу (ее так и назвали – база номер два). Для этого требовалось совсем немногое: подготовить взлетно-посадочную полосу, заровнять и затрамбовать снегом выбоины и колдобины, срубить торчащие льдины, завезти с Большой земли бочки с бензином, запасы продовольствия, аппаратуру, оленьи шкуры и множество других вещей. Отсюда экипажи, отдохнув и заправив горючим самолеты, пойдут дальше на север, к сердцу Арктики».

«…Начальник экспедиции Александр Алексеевич Кузнецов, сидел в дальнем конце палатки, склонившись над картой, – продолжает Волович. – На вид ему было лет 45 – 50, лицо моложавое, обветренное. Кузнецов говорил, никогда не повышая голоса. Видимо, поэтому полярные летуны между собой называли его «тишайшим». Он пришел в Арктику еще в войну, командуя авиацией Северного флота, а в 1949 года его назначили начальником Главного управления Северного морского пути. …У края стола пристроился помощник начальника экспедиции по оперативным вопросам Евгений Матвеевич Сузюмов. Он что-то быстро записывал в «амбарную книгу». К Сузюмову я испытывал особую дружескую симпатию, и, кажется, это было взаимным...». Евгению Матвеевичу всегда удавалось находить общий язык с людьми, иначе он не был бы организатором стольких полярных экспедиций.

В открытой печати сведений об этих экспедициях не было. За весенние месяцы 1949 года в ходе операции «Север-4» было построено 32 ледовых аэродрома, в том числе непосредственно вблизи Северного полюса. Была выбрана льдина для дрейфующей станции «Северный Полюс-2». В 1950 г. отряд полярников остался в одиночестве среди пустыни Северного Ледовитого океана, и Волович был в составе полярников. Спустя некоторое время секретность работ была снижена. И лишь операция «Север-6», в которой в 1954 г. также участвовал Е.М.Сузюмов, освещалась в книгах и периодической печати того времени. Начались работы на дрейфующих станциях СП-3 и СП-4. В те годы Евгения Матвеевича Сузюмова коллеги называли «светлой головой Главсевморпути». А еще его звали «совестью Главсевморпути».

 

Организатор первых антарктических экспедиций в Советском Союзе

Осенью 1948 года судьба вновь свела Сузюмова с его бывшим начальником и «хозяином» Арктики Папаниным. Академик Петр Петрович Ширшов, бывший коллега Папанина по дрейфующей станции СП-1 и создатель в Академии наук Института океанологии, пригласил его на должность заместителя директора по экспедициям. Должность была довольно скромной, но, как пишет Папанин, секретарь ЦК ВКП(б) А.А.Кузнецов убедил его: «Советую дать согласие. Работать в Академии наук почетно». А 27 августа 1949 года Е.М.Сузюмов был назначен первым ученым секретарем Института океанологии.

Нужно было развивать исследования и осваивать окружающие нашу страну моря и океаны, а для этого нужен был исследовательский флот. В августе 1951 года И.Д.Папанин был назначен начальником нового отдела Морских экспедиционных работ (ОМЭР) Президиума Академии наук СССР. Его давний помощник Е.М.Сузюмов стал заместителем начальника ОМЭР. Эта ответственная должность оказалась последней в его карьере и пожизненной.

«Так, в конце лета 1951 года «переселился» я на Ленинский проспект в небольшую комнатку одного из каменных флигелей около бывшего Нескучного дворца, – вспоминал Папанин. – Там располагался Президиум Академии наук СССР. В этой же комнате поместился и весь аппарат нового отдела – пять человек. Заместителем начальника отдела был назначен Е.М.Сузюмов, ранее ученый секретарь Института океанологии. Главным морским инспектором стал С.И.Ушаков. На должность главного инженера я пригласил из Министерства морского флота опытного специалиста по технической эксплуатации флота В.П.Полюшкина. Коллектив маленький, но каждый из нас имел солидный рабочий стаж».

В том же году ОМЭР начал создавать свой собственный «академический флот», Папанин стал его фактическим командующим, а Сузюмов – начальником штаба этого флота, ответственным за все операции. Первым был научно-исследовательский корабль АН СССР «Витязь». В 1952 году к нему добавилась уникальная немагнитная шхуна «Заря» для исследований земного магнетизма.

«Одним из крупных начинаний ОМЭРа – чем Отдел морских экспедиционных работ может справедливо гордиться, – пишет И.Д.Папанин в своих мемуарах, – была организация первых экспедиций в Антарктику. Материк за Южным полярным кругом был открыт в 1820 году первой русской антарктической экспедицией, но все последующие годы правительство императорской России оставляло без внимания это выдающееся географическое открытие XIX века. Ни одно русское судно более ста лет не приближалось к берегам Антарктиды».

В 1951 году был создан Комитет по подготовке и проведению «Международного геофизического года» (МГГ), который должен был пройти в период с 1 июля 1957 до 1 июля 1958 гг. С 1955 года его коллективным членом стала и Академия наук СССР. 4 октября 1954 года в Риме собрался Специальный комитет МГГ, который принял обращение ко всем странам, призвав, в частности, организовать научные работы в Антарктике.

Научная программа экспедиции в Антарктику была подготовлена в ОМЭР. К 1954 году арктический флот пополнился двумя современными дизель-электроходами ледового класса – «Обь» и «Лена». Они могли не только преодолевать ледовые преграды на пути к Антарктиде, но и доставлять туда тысячи тонн грузов.

К тому времени вокруг И.Д.Папанина собралась инициативная группа ученых, готовых немедленно взяться за исследования в южных полярных широтах. «Никто официально не оформлял ее, – вспоминает Папанин. – В группу на общественных началах, как теперь говорят, пришли те, кого волновали вопросы изучения Антарктики. На каждом заседании инициативной группы велись жаркие дискуссии... Е.М.Сузюмов координировал деятельность групп, которые занимались отдельными разделами программы».

На плечи Е.М.Сузюмова, который входил в инициативную группу с самого начала, легла вся организационная работа. Все это время он готовил многочисленные документы для представления в правительство, координировал подготовку научной программы и взаимодействие между группами по организации работ на материке и на море, связи с Межведомственным комитетом Международного геофизического года, в рамках которого должна была осуществляться экспедиция. В справке-характеристике, данной АН СССР, прямо говорится: «Е.М.Сузюмов являлся одним из главных организаторов первых советских исследований в Антарктике».

 

Первая советская комплексная антарктическая экспедиция (КАЭ-1), 1955-1956 гг.

Советский план исследования Антарктиды казался в то время почти фантастическим. Со стороны морей Росса и Уэдделла атака континента сначала по снегу, а затем по воздуху длилась уже более 50 лет. Его исследовали австралиец Дуглас Моусон (о деятельности которого Е.М.Сузюмов написал две книги), с воздуха и с суши действовали американцы Р.Бэрд и Л.Элсуэрт. Представители двух стран – Норвегии и Великобритании – побывали на Южном полюсе и водрузили там свои флаги. О природе же мест, где находился Геомагнитный полюс и Полюс недоступности, исследователи лишь строили догадки.

Решение Советского правительства об отправке экспедиции в Антарктиду было принято 13 июля 1955 года. Научное руководство экспедицией было возложено на Академию наук СССР, а подготовка и техническое оснащение было поручено Главному управлению Северного морского пути Министерства морского флота как организации, имеющей большой опыт в исследовании Арктики. Участие Советского Союза, его планы сразу повысили значимость антарктических исследований. Многие страны под влиянием этих планов пересмотрели свои программы в сторону их увеличения.

Для экспедиции было выделено три корабля – два дизель-электрохода и рефрижератор. Однотипные дизель-электроходы «Обь» и «Лена» имели водоизмещение по 12.600 тонн, грузоподъемность по 4500 тонн и мощность машин по 8200 лошадиных сил. «Рефрижератор № 7» водоизмещением 2200 тонн предназначался для доставки скоропортящихся продуктов на береговую базу.

Советская «Комплексная антарктическая экспедиция №1 Академии наук СССР» (КАЭ-1 АН СССР, последующие экспедиции стали называть «Советская антарктическая экспедиция», САЭ) была готова к отплытию. Первоначально предполагалось, что экспедицию возглавит И.Д. Папанин. Но врачи отклонили его просьбу по состоянию здоровья, поэтому экспедицию возглавил опытный полярник, бывший начальник дрейфующей станции СП-2 (1950 год) Михаил Михайлович Сомов. «Инициативная группа» прекратила свое существование, так как ее участники присоединились к КАЭ-1. Всеми организационными работами, координацией действий научных групп, как и прежде, руководил неутомимый Евгений Матвеевич Сузюмов. Он был назначен ученым секретарем экспедиции. Годы практической и научной работы в полярных широтах, огромный организаторский опыт делали его незаменимым человеком.

30 ноября 1955 года флагманский корабль КАЭ-1 Академии наук дизель-электроход «Обь» отошел от причала Калининградского морского порта и взял курс в Южный Ледовитый океан. 5 января 1956 года дизель-электроход «Обь» подошел к берегам Антарктиды – спустя 136 лет после русских шлюпов «Восток» и «Мирный» (под командованием Ф.Ф,Беллинсгаузена и М.П.Лазарева). В их честь впоследствии и были названы первые советские исследовательские станции в Антарктиде. У этого названия был и другой смысл: Советский Союз пришел в Антарктику для мирной работы, что тогда еще не всем казалось очевидным.

«Материк появился неожиданно в пролете между двумя айсбергами, – вспоминает участник экспедиции, знаменитый альпинист Александр Михайлович Гусев. – И вот мы у цели нашего плавания. Ледяной купол, насколько хватало глаз, простирался вправо и влево, к востоку и западу, полого поднимался к югу. Все застыло в ледяном безмолвии под ослепительными лучами солнца, и только холодный юго-восточный ветер, встретивший нас еще далеко при подходе к материку, упорно, не переставая дул, точно стекая по ледяным склонам. «Обь» врезалась в не очень прочный здесь припай и встала на якоря».

Но место для строительства долговременной береговой базы было найдено только в 150 км к западу от первой стоянки «Оби», в районе острова Хасуэлл, после нескольких воздушных разведок. Вскоре начались работы по выгрузке материалов и оборудования. Проложили по льду дорогу к месту будущего поселка зимовщиков, и началось его строительство. Шторма не раз и не два разрушали льды, ломали дороги, а пурга и шквалистые ветра останавливали строительство. Айсберги окружали «Обь» и грозили навсегда прижать ее к ледниковому обрыву. Неприветливое, коварное и опасное это место – Антарктика! – так описал ситуацию Е.Сузюмов в своей книге-дневнике. Вслед за «Обью» подошли «Лена» и «Рефрижератор №7», продолжилось строительство поселка, которому было дано имя одного из кораблей экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена – «Мирный».  14 февраля 1956 года была официально открыта обсерватория «Мирный». На зимовку остались 92 человека. Корабли ушли. Основной задачей экспедиции КАЭ-1 было строительство поселка «Мирный» и обсерватории для годичных комплексных наблюдений. Внутренние области Антарктиды предстояло исследовать последующим экспедициям. Но, как пишет А.М. Гусев, «соблазн провести уже в первой смене экспедиции первый в истории исследований Антарктиды круглогодичный цикл наблюдений во внутреннем районе был очень велик».

2 апреля 1956 года из «Мирного» в направлении Южного геомагнитного полюса отправился санно-тракторный «поезд». На своем пути он встретил непредвиденные трудности. За месяц удалось пройти всего четыреста километров. «Поезд» остановился, к нему вылетел самолет, доставивший все необходимое для организации в ледяной пустыне жилья и внутриматериковой научной станции. Она была открыта 27 мая 1956 г. и получила название «Пионерская». Станция «Пионерская» продолжала свою работу и во второй, и в третьей экспедициях, но наряду с ней были созданы еще более удаленные от побережья станции «Восток-1», а затем «Восток-2» на широте 78°28'.

12 декабря 1956 г. «Обь» в ходе 2-й антарктической экспедиции (САЭ-2) вновь подошла к поселку «Мирный». Связь между «Мирным» и кораблем осуществлялась с помощью вертолетов. Следом за ним прибыли «Лена» и «Кооперация». 14 февраля 1957 года полярники из КАЭ-1 на теплоходе «Кооперация» покинули берега Антарктиды и 4 апреля вернулись на Родину.

Воспоминания участников этой экспедиции взаимно дополняют друг друга, так как работы хватало на всех. Евгений Матвеевич Сузюмов также опубликовал в 1958 году книгу-дневник «К шестому материку», в которой рассказывается о морской части экспедиции и о строительстве антарктической станции «Мирный».

Академик А.Ф,Трёшников так пишет о роли Е.М.Сузюмова: «Евгений Матвеевич задолго до участия в первой антарктической экспедиции был хорошо известен полярникам. Его знают и уважают многие прославленные полярные капитаны… нередко его советы и действия оказывали решающее влияние на ход важных мероприятий. Так, он активно участвовал в разработке планов первых послевоенных арктических высокоширотных экспедиций…».

 

Подписание первого международного договора об Антарктике

Вопрос о международном положении Антарктиды долгое время оставался открытым. К 1955 году на разные ее части претендовали семь государств – Аргентина, Австралия, Чили, Франция, Великобритания, Новая Зеландия и Норвегия. Руководство СССР понимало, что времени терять нельзя – Антарктида, по площади сравнимая с территорией нынешней России, могла официально остаться вне сферы влияния великой державы, победившей во Второй мировой войне.

Первая международная конференция по Антарктиде, организованная по инициативе США, начала свою работу осенью 1959 года в Вашингтоне. В ней приняли участие Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, Южно-Африканский союз и Япония. Взгляды участников разделились. Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили претендовали на владение разными районами Антарктиды. Остальные страны не признавали их претензии. Успех конференции определило мнение двух великих держав СССР и США: в настоящее время Антарктида еще очень слабо изучена, и вести переговоры о ее разделе преждевременно, поэтому необходимо договориться о ее совместном изучении и использовании в мирных целях.

Конференция, продолжавшаяся более месяца, завершилась подписанием первого международного договора об Антарктике, который определил современный статус континента. 19 января 1959 года этот договор был подписан, он вступил в силу в июне 1961 года и направлен на недопущение милитаризации Антарктиды и замораживание территориальных претензий на неопределенный срок, что безусловно явилось следствием присутствия ученых из нашей страны на Южном полюсе. Договор не имеет срока действия.

Интерес международного сообщества к Антарктиде – ученых, политиков, широких кругов населения разных стран – еще более возрос после 3-го МГГ. Многие наши ученые, участники первой антарктической экспедиции, в том числе и Е.М.Сузюмов, в 1957-1958 гг. выступали с лекциями и докладами в разных странах мира на научных конференциях.

 

Работа Е.М.Сузюмова в Академии наук

Вплоть до выхода на пенсию в 1980 году Евгений Матвеевич Сузюмов продолжал работать в Академии наук, занимаясь организацией экспедиционных исследований Мирового океана. Одновременно он входил в Океанографическую и Антарктическую комиссии. Он по-прежнему был «начальником штаба», к которому поступали заявки и предложения институтов по проведению океанологических исследований. Увеличивался флот Академии наук. «Витязь», любимое детище Папанина после его перехода в АН СССР, теперь работал по программе Международной индоокеанской экспедиции, организованной Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО.

Е.М.Сузюмов бывал на международных океанографических конгрессах (Нью-Йорк, 1959; Москва, 1966), конгрессах Тихоокеанской научной ассоциации (Гонолулу (Гавайские о-ва), 1961; Токио, 1966). У каждой страны была свою стратегия использования научно-исследовательского флота для комплексного изучения Мирового океана, обмен опытом был необходим. В 1962 г. на конференции ООН рассказал об опыте комплексного освоения Северного морского пути для целей развития Севера страны.

В 1970 году при ОМЭР была создана Служба космических исследований, в задачи которой входило обеспечение работы судов, предназначенных для управления космическими аппаратами, выполнение траекторных и телеметрических измерений, связь с экипажами космических кораблей и станций. Суда находились на балансе институтов, но заказ судов, планирование и всю координацию их работ, материальное обеспечение, оформление документации для исследований на межведомственном, правительственном и международном уровне осуществляло ОМЭР и лично Е.М. Сузюмов. «Вот уже более четверти века существует этот отдел, – вспоминал в 1976 году советский «полярник №1» Иван Дмитриевич Папанин. – Из старого состава остались сегодня только я и Е.М.Сузюмов, да ежегодно на два месяца приходит к нам работать С.И.Ушаков, теперь уже пенсионер». К концу советской эпохи отечественный научно-исследовательский флот был крупнейшим в мире и составлял без малого 300 кораблей. Сегодня в Мировом океане работает лишь малая часть этих «кораблей науки».

Одновременно Е.М.Сузюмов активно занимался общественной деятельностью: являлся председателем комиссии по морской истории Национального комитета историков, был ученым секретарем секции геологии и географии Комитета по Ленинским и Государственным премиям, вице-президентом Общества дружбы «СССР – Австралия», председателем комиссии по печати по наукам о Земле Всесоюзного общества «Знание», заместителем председателя Советского национального Тихоокеанского научного комитета, членом секции писателей-маринистов при Союзе писателей СССР, Комиссии по морской художественной литературе и редколлегий ежегодников «Летопись Севера» и «Полярный круг», ученым секретарем секции океанологии, географии и метеорологии Московского отделения Географического общества СССР.

После Арктики и Антарктики он побывал и в Тихом, и в Индийском, и в Атлантическом океанах, а также написал об этих экспедициях 14 научно-популярных книг, ряд брошюр и статей. Он участвовал в нескольких экспедициях в Мировой океан на научно-исследовательских судах «Витязь», «Михаил Ломоносов», «Дмитрий Менделеев», был одним из главных организаторов совместных советско-кубинских морских исследований; состоял в оргкомитетах международных Тихоокеанских конгрессов и стал иностранным членом Национального географического общества США.

 

Память о Евгении Матвеевиче Сузюмове

В заключение перечислим награды, которыми удостоило Советское правительство Евгения Матвеевича Сузюмова: орден Отечественной войны 2-й степени (1 мая 1944), орден Красной Звезды (8 августа 1944), три ордена «Знак Почета» (2 декабря 1944; 23 июня 1961; 17 сентября 1975), орден Трудового Красного Знамени (6 декабря 1949); медали: «За оборону Советского Заполярья» (1944), «За победу над Германией в 1941 — 1945гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945), «За освоение Севера». Особенно он гордился медалью «За оборону Советского Заполярья» (1944). Всего Е.М.Сузюмов имел 7 орденов и 16 медалей от правительства Советского Союза, не говоря уже о 14 юбилейных медалях и 37 почетных грамотах и памятных знаках. Евгений Матвеевич имел звание «Почетный полярник», был почетным членом Географического общества США. Еще в 1952 году ему было присвоено персональное звание полковник-директор морского флота.

Литературное наследие Е.М.Сузюмова – восемь книг («К шестому материку», 1953 г., переведенная в ГДР и Румынии; «Жизнь, отданная Антарктиде», 1960 г., переведенная в Австралии; «Подвиг «А.Сибирякова», 1963 г., об обороне советского Заполярья во время Второй мировой войны; «По островам Полинезии», 1963 г.; «Покоритель нехоженых земель», 1967 г.; «Новые корабли науки» (вместе с С.И. Ушаковым), 1969 г.; Дуглас Моусон и Антарктика», 1970 г. – историческое повествование об одном из пионеров исследования Антарктиды; «Тихоокеанским маршрутом», 1980 г. и другие, а также более 170 статей и докладов.

Евгений Матвеевич Сузюмов умер в 1998 году и похоронен в Москве. В Пензе он был последний раз в ноябре 1985 года в дни празднования 75-летнего юбилея другого нашего знаменитого земляка и не менее знаменитого полярника К.С.Бадигина.

В память о Сузюмове установлены мемориальные доски на здании школы №4 (ныне гимназии «Ступени») в Пензе и на доме родителей Е.М.Сузюмова в Нижнем Ломове. В Музее русских экспедиций г. Пензы и в Нижнеломовском краеведческом музее ему посвящена значительная часть экспозиции. В Музее города воинской славы Полярный в Мурманской области и в Музее Мирового океана в Калининграде также есть экспозиции, посвященные Е.М.Сузюмову. Именем Е.М.Сузюмова названа одна из улиц Пензы в микрорайоне Заря и улица в Нижнем Ломове.


Библиография

  1. Болосов А. Полярная авиация России. 1946-2014 гг. М.: Paulsen, 2014. 480 с., илл.
  2. Волович В. Прыжок на полюс // Вокруг света. №5. Май 1984. С.34-38.
  3. Голицын В.В. Антарктика: международно-правовой режим. М., 1983.
  4. Гусев А.М. Штурм шестого континента. М.: Госполитиздат, 1959. 104 с.
  5. Гусев А.М. От Эльбруса до Антарктиды. М.: Советская Россия, 1972. 352 с., ил.
  6. Гусев А.М., Трёшников А.Ф. В снегах Антарктиды. М.: Мысль, 1973. 390 с.
  7. Ковалев С. Заполярные базы Кригсмарине // Независимое военное обозрение. 29 марта 2002. URL: https://nvo.ng.ru/history/2002-03-29/5_bases.html.
  8. Ковалев С. Германские базы в советской Арктике // Независимое военное обозрение. 28 апреля 2006. URL: https://nvo.ng.ru/history/2006-04-28/7_arctic.html.
  9. Литау Н. Южный форпост геополитики // Вокруг Света. № 2. 2006. URL: https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2264/.
  10. Лукин В.В., Клоков В.Д., Помелов В.Н.. Система Договора об Антарктике: правовые акты, комментарии. СПб., 2002.
  11. Мазурук И. Воздушный мост Аляска – Сибирь / Сост. Н.Я.Болотников и др. // Полярный круг. М.: Мысль, 1978. С.51-60.
  12. Морозов М.Э. Операция «Вундерланд» // ФлотоМастер: приложение к журналу «Техника молодежи». 2002. № 1. С. 24-35.
  13. Пионеры советской Антарктиды. Живые голоса истории / Некоммерческий образовательный проект Российского государственного фонда фотодокументов (РКАФД). Глава 1. Первые советские экспедиции. URL: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/projects/3268/glava-1-pervye-sovetskie-ekspedicii
  14. Папанин И.Д. Лед и пламень. М.: Политиздат, 1977. 416 с.
  15. Пантюшов И.В. Вклад пензенцев в исследования Арктики и Антарктики // Русское географическое общество. URL: http://penza.rgo.ru/publikacii/epoxa-velikix-geograficheskix-otkrytij-v-arktike-i-antarktike/.
  16. Пантюшов И.В. Эпоха великих географических открытий в Арктике и Антарктике // Русское географическое общество. URL: https://www.rgo.ru/ru/penzenskoe-oblastnoe-otdelenie/ob-otdelenii/publikacii/epoha-velikih-geograficheskih-otkrytiy-v.
  17. Пантюшов И. 5 января 1956 года советские полярники ступили на берег Антарктиды // Русское географическое общество. 5 января 2023. URL: https://www.rgo.ru/ru/article/5-yanvarya-1956-goda-sovetskie-polyarniki-stupili-na-bereg-antarktidy.
  18. Сомов М.М. На материке Антарктиды // Природа. №11. 1957. URL: https://web.archive.org/web/20091219090842/http://www.polarmuseum.ru/bibl/articles/somov57/somov57.htm.
  19. Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Справочник. М.: В/О «Моринтехформреклама», 1989. 110 с.
  20. Сузюмов Е.М. К шестому материку. М.: Географгиз, 1958. 352 с.
  21. Сузюмов Е.М. Первопроходцы полярных морей. Очерк. [Рукопись]. Личный архив А.Е.Сузюмова. 29 стр.
  22. Сузюмов Е.М. Миссия капитана Пирсона. [Рукопись]. Личный архив А.Е.Сузюмова. 14 с.
  23. Сузюмов Е.М. На траверзе острова Н. // Красный флот. №3. 21 июня 1949.
  24. Сузюмов Е.М. Подвиг «А.Сибирякова». М.: Воен. изд-во, 1964. 85 с.
  25. Сузюмов Е.М., Ушаков С.И. Новые корабли науки. М.: Знание, 1969.
  26. Сузюмов А.Е. Из Парижа – с благодарностью // Культура провинции. №1(5), февраль 2018. С.2-4.
  27. Сузюмов А. Благодаря книге Е.М.Сузюмова обнаружено место гибели ледокольного парохода «Александр Сибиряков» // Русское географическое общество. 12 декабря 2017. URL: https://www.rgo.ru/ru/article/blagodarya-knige-em-suzyumova-obnaruzheno-mesto-gibeli-ledokolnogo-parohoda-aleksandr.
  28. Сузюмов А.Е. Он плавал по всем океанам и побывал на всех континентах (К 60-летию Первой советской антарктической экспедиции) // Записки по гидрографии. 2016. №299. С.102-108.
  29. Трёшников А.Ф. От редактора. Е.М.Сузюмов // Дуглас Моусон и Антарктика. Л.: Гидрометеоиздат, 1970.