"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 26

Станция Пограничная, через которую в Китай въехал В.К. Арсеньев. Почтовая открытка. Начало ХХ в. Частная коллекция.
Станция Пограничная, через которую в Китай въехал В.К. Арсеньев. Почтовая открытка. Начало ХХ в. Частная коллекция.

К друзьям в Харбин

В апреле 1916 г. подполковник Арсеньев сопровождал генерал-губернатора Н.Л. Гондатти в поездке во Владивосток. Через месяц В.К. Арсеньев отправился по делам в Никольск-Уссурийский, а еще через месяц выехал в служебную командировку «по военным обстоятельствам» в Маньчжурию: нужно было отправить пойманных хунхузов в Европейскую Россию. Владимир Клавдиевич воспользовался этой поездкой, чтобы поближе познакомиться с неизвестной для него страной.

В Харбине он вновь встретился с П.В. Шкуркиным, признанным знатоком Китая. Павел Васильевич стал одним из первых читателей и почитателей книги «По Уссурийскому краю (Дерсу Узала)». Зная хорошо брата главного героя этого произведения – Степана, он имел полное право судить о достоинствах и недостатках будущей книги. Шкуркин сразу же предложил Арсеньеву помощь: перевести для будущей книги китайские топонимы.

shkurkin_1906002.jpg

Павел Васильевич Шкуркин
Павел Васильевич Шкуркин

6dviaduk.jpg

Железнодорожный вокзал Харбин и виадук, через который проезжал В.К. Арсеньев. Фото 1910 г.
Железнодорожный вокзал Харбин и виадук, через который проезжал В.К. Арсеньев. Фото 1910 г.

Желтый «клин» в Уссурийский край. П.В. Шкуркин и другие новые знакомые уговорили Владимира Клавдиевича выступить в Обществе русских ориенталистов с серией докладов, что он и сделал с большим удовольствием. На суд слушателей Арсеньев вынес несколько тем. 6 июня в «Кратком физико-географическом очерке бассейна реки Амур» он высказал мысль, которую позже не раз повторял в своих работах: «По сравнению с другими областями Восточной Сибири в особенно невыгодном положении находится Уссурийский край.

Спускаясь к югу по берегу моря, он вклинивается между тремя государствами с многочисленным населением. Нет ничего удивительного, что корейцы эмигрируют в Россию и садятся на землю, японцы ловят рыбу у наших берегов, а китайцы хищничают в тайге».

grandotel.jpg

Ресторан Гранд-отеля в Харбине, где остановился В.К. Арсеньев. Почтовая открытка. Начало ХХ в. Частная коллекция.
Ресторан Гранд-отеля в Харбине, где остановился В.К. Арсеньев. Почтовая открытка. Начало ХХ в. Частная коллекция.

Посмотреть на китайскую проблему «изнутри». Поэтому для Арсеньева было важно поговорить с китаеведами.

8 июня лекцию «Наши американоиды» В.К. Арсеньев начал так: «По мере удаления от Европы на восток флора и фауна носят все более реликтовый характер. Вместе с тем, углубляясь все более в Сибирь, мы как бы переносимся во времени назад и наконец попадаем в страну, где люди пребывают в состоянии первобытных охотников и звероловов, где есть свайные постройки и еще вчера можно было найти орудия из камня и кости». В этой лекции он дал краткую характеристику большинству коренных народностей Приамурского края.

zhelsobr.jpg

Железнодорожное собрание, где выступал В.К. Арсеньев. Почтовая открытка. Начало ХХ в. Частная коллекция.
Железнодорожное собрание, где выступал В.К. Арсеньев. Почтовая открытка. Начало ХХ в. Частная коллекция.

О шаманах. 10 июня Арсеньев рассказал о «Шаманстве у сибирских инородцев и их анимистических воззрениях на природу». В своем докладе он отмечал, что «камланием излечиваются многие болезни, особенно нервного характера. У человека две души: одна астральная, а другая световая. Один ороч потерял тень и жестоко занемог. Шаман отыскал его тень на небе и вернул больному. Наши крестьяне часто обращаются к шаманам в случае болезни или пропажи вещей».

shaman4.jpg

Шаман-удэгеец и его жилище. Фото В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК
Шаман-удэгеец и его жилище. Фото В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК

13 июня путешественник выступил с лекцией «Этнологические проблемы на востоке России». Большую часть ее В.К. Арсеньев посвятил удэгейцам, закончив такими словами: «Кто такие удэ(хе)? Судя по языку – это тунгусы; физический тип их – смешанный, а по этнографическим признакам (предметы религиозного культа) – это американоиды. Судя по тому, что у них нет мореходной лодки, нет своего паруса, вероятно, они, пришли в Уссурийский край сухопутьем. И, так как у них в сказках нет ни северного оленя, ни больших снегов и никогда не упоминается о полярных сияниях, следует полагать, что они пришли или с запада, или с юга. Кто такие удэ(хе)? Перед нами одна из загадок этнографии». Позднее В.К. Арсеньев смог полностью разобраться с этими вопросами о коренной народности Приморья.

За цикл лекций почетное членство. Всем очень понравились выступления хабаровчанина. «Общество русских ориенталистов в Харбине, – сказал в тот день П.В. Шкуркин, – поставив себе в число задач также исследование Дальнего Востока во всех отношениях, конечно, не могло не следить с сердечным удовлетворением за плодотворной деятельностью Владимира Клавдиевича…; и сегодня вы, милостивые государи и государыни, присутствовали на 5-й лекции многоуважаемого лектора. Общество русских ориенталистов, считая нравственным долгом засвидетельствовать Владимиру Клавдиевичу искреннюю благодарность и уважение как за его научные работы и исследования, так и за его отзывчивость в деле ознакомления широких слоев путем чтения лекций и сообщений – в своем заседании 13 сего июня единогласно постановило: просить многоуважаемого Владимира Клавдиевича принять звание почетного члена Общества русских ориенталистов».

Через два дня новые почитатели арсеньевского таланта уговорили путешественника выступить с лекцией на его любимую тему: «Памятники старины в Уссурийском крае и Маньчжурии». Как отмечалось в этом сообщении, В.К. Арсеньев к этому времени описал 228 археологических памятников.

Воспоминания М.А. Гинце.

Гинце, Михаил Александрович (1900, Харбин - 1992, Сидней). Окончил Коммерческое училище КВЖД (1912), учился на китайском отделении восточного факультета Государственного Дальневосточного университета (1918 - 22). Из Китая эмигрировал в Австралию.

Позднее М.А. Гинце вспоминал в Австралии: «Сидя за столом, я наблюдал за Арсеньевым. Это был невысокого роста шатен с серыми глазами. Он носил усы, которые придавали несколько суровое выражение его лицу. Держался он исключительно просто и видно было, что в этом незнакомом ему обществе он чувствовал себя так как будто сидел у костра на своем бивуаке. …. Когда гости стали прощаться, отец попросил Арсеньева подождать и, когда он остался в гостиной, сказал ему, что Управление дороги, желая пойти ему навстречу, может предоставить ему вагон 2-го класса на все время его работ на станции Чен».

С 1911 г. А.П. Фарафонтов сотрудничал с А.К. Кузнецовым, директором Читинского краеведческого музея, и наверняка встретился с Владимиром Клавдиевичем, приехав из Камчатки во Владивосток в 1919 г. Арсеньев был там за год до этого. Живя в Маньчжурии, Фарафонтов мог присутствовать на лекциях Арсеньева в 1916 г. в Обществе русских ориенталистов. В 1935 г. Фарафонтов эмигрировал через Шанхай в США.

Фарафонтов, Александр Павлович (1889 – 1958, Сан-Франциско) – краевед в Китае и США. Первый председатель Русского исторического общества в Северной Америке, инициатор сохранения остатков Русской крепости Форт Росс в Калифорнии.

Так В.К. Арсеньев с пользой для дела и себя провел всю поездку. Он смог не только поближе познакомиться с русскими этнографами, жившими в Маньчжурии, но и по-новому посмотреть на свои работы. Доклады гостя из Хабаровска были опубликованы научным журналом «Вестник Азии».

Сблизился Арсеньев и с врачом И.В. Мозалевским, большим поклонником буддизма.

Мозолевский, Иван Викторович (1862- 1940, Харбин). Окончил военно-медицинскую академию в Киеве (1866). Доктор медицины. Военный врач, главный врач Заамурского окружного госпиталя, окружной врач, санитарный городской врач Харбина (1908 - 1935). Член Общества русских ориенталистов. Востоковед-любитель, владелец крупной востоковедческой коллекции, которую продал японцам (1926).

Врач похвастался и великолепной коллекцией предметов буддистского и ламаистского культов. Вместе с Мозалевским В.К. Арсеньев совершил поездку в Чаньчунь, где познакомился с русским консулом М.И. Лавровым, также увлекавшимся буддизмом и имевшим одну из лучших коллекций китайского фарфора.

Лавров, Михаил Иванович (1877 – после 1937). Секретарь Российского консульства в Кашгаре (1902 - 06), вице-консул в Харбине (1907 - 09) и консул в Куаньченцзы (1911-17?). Коллежский советник, награжден орденом Святого Станислава 2-й степени. После 1917 жил в Харбине, откуда уехал в 1930-е. Имел коллекцию редких книг.

vestnaz.jpg

Вестник Азии: Журн. О-ва Рус. ориенталистов. Харбин, 1916-1917. № 37. 1916. 224 с. 17154; № 38-39, кн. 2 - 3. 1916. 353 с. Библиотека ПКО РГО – ОИАК. № 17588.
Вестник Азии: Журн. О-ва Рус. ориенталистов. Харбин, 1916-1917. № 37. 1916. 224 с. 17154; № 38-39, кн. 2 - 3. 1916. 353 с. Библиотека ПКО РГО – ОИАК. № 17588.

vestnaz1.jpg

Вестник Азии: Журн. О-ва Рус. ориенталистов. Харбин, 1916-1917. № 37. 1916. 224 с. 17154; № 38-39, кн. 2 - 3. 1916. 353 с. Библиотека ПКО РГО – ОИАК. № 17588.
Вестник Азии: Журн. О-ва Рус. ориенталистов. Харбин, 1916-1917. № 37. 1916. 224 с. 17154; № 38-39, кн. 2 - 3. 1916. 353 с. Библиотека ПКО РГО – ОИАК. № 17588.

Автор: Амир Хисамутдинов,

председатель архивно-библиотечной комиссии ПКО РГО – ОИАК

 

Материалы по теме:

"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 1. Как появилась "богом данная" фамилия Арсеньев

"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 2. Детство и юность

"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 3. Путь на Дальний Восток начался с Польши

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 4. Боевое крещение в Благовещенске

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 5. "Привет из Владивостока", или Первые впечатления

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 6. "Видно, что поручик Арсеньев, любитель сценического искусства"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 7. Первые легенды о встрече с Дерсу Узала

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 8. 1903 г. Общество изучения Амурского края – любовь с первого взгляда

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 9. Охраняя тыл Русско-Японской войны

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 10. За славой в Хабаровск

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 11. 1906 г. Первые строки "Дерсу Узала"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 12. "Как зовут?" - "Имя – Дерсу, фамилия – Узала"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 13. В "сердце Зауссурийского края". 1907 – 1908 гг.

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 14. "Прощай, Дерсу! В лесу ты родился, в лесу и покончил расчеты с жизнью"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 15. "Труд и лишения, выпавшие на долю отважных путешественников"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 16. 1909 г. "Какой-то мыслитель сказал, что красота жизни заключается в резких контрастах. Как это справедливо! "

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 17. Успех выступления в Петербурге превзошел все ожидания

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 18. 1911 г. "Для выполнения возложенного на него особого поручения"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 19. Военные и научные будни штабс-капитана Арсеньева

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 20. Рекомендации Арсеньева по спасению Уссурийской тайги

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 21. Нансен (1913 г.): "Капитан Арсеньев указал мне много интересных предметов"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 22. Для души в Этнографический кружок

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 23. Друзья, коллеги и планы

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 24. Понятовский: "Лицо несколько сурово, но симпатичное"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 25. 1915 г. Трижды участвовал в перестрелках, но не забывал об исследованиях