РОЛЬ ПЕНЗЕНСКИХ ПОЛЯРНИКОВ В ИЗУЧЕНИИ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ

Подписка на RSS - РОЛЬ ПЕНЗЕНСКИХ ПОЛЯРНИКОВ В ИЗУЧЕНИИ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ

Почему именно из Пензенского края, в самой глубине континента, вышло так много путешественников, полярников, избравших своим призванием исследование дальних стран и континентов, в частности – высоких полярных широт?

Пенза и весь Сурский край долгое время были границей. Во-первых, границей лесов и степей. Во-вторых, границей между разными народами, где, собственно, и происходило их постепенное слияние – и в мире, и в войнах. Здесь в средние века проходила граница Государства Российского и соседних кочевых и полукочевых государств. В Соединенных Штатах XVIII-XIX веков такие области, где заканчивалась европейская цивилизация и начиналась коренная, индейская, а то и вовсе никем не обжитые дикие и неприступные места, называли «фронтир», то есть «граница». И Пенза тоже с момента своего основания в XVII веке была пограничным городом-крепостью. А в качестве пограничного форпоста существовала еще со времен Ивана Грозного. И даже в первые десятилетия XVIII века продолжала отражать набеги кочевников – кубанцев и ногайцев из Крыма и Северного Кавказа. Настоящее пограничье проходило именно здесь.

Пограничье всегда привлекало к себе людей из числа тех, кто «не тихой жизни жаждал». Людей мужественных, рискованных, героических, готовых к опасностям, связанным с изучением и освоением новых земель. Занимались тяжелым физическим трудом заниматься – пахали, сеяли, пасли стада, осваивали целину, искали новые торговые пути. Постепенно усваивали быт и нравы местного населения, смешивались с местными жителями. К тому же, степь – родина кочевников. Потомков таких людей не могло не тянуть к чему-то новому, к исследованию новых неизученных областей – самых отдаленных, самых неприступных. А что оставалось неисследованным, особенно в XIX-XX веках? Сибирские просторы, глубины Мирового океана и – конечно же – Арктика и Антарктика. Изучение этих неизведанных земель было делом героев, ученых и тружеников одновременно. Эти люди – соль земли русской. Они – гордость и слава России.

 

Первый пензенский полярник: судовой врач Николай Алексеевич Галкин

28 января сегодня считается днем открытия Антарктиды.

16 января (28 января по новому стилю) 1820 года русская экспедиция капитана 2-го ранга Ф.Ф.Беллинсгаузена и лейтенанта М.П.Лазарева (шлюпы «Восток» и «Мирный») достигла берегов Антарктиды, куда не добирался еще никто из европейских мореплавателей. Главным организатором экспедиции был морской министр России, маркиз Иван Иванович де Траверсе. Экспедиция к берегам Антарктиды принесла человечеству множество новых открытий, бесценных научных данных и наблюдений. Русские мореплаватели стали первооткрывателями полулегендарного Южного материка.

На шлюпе «Мирный» в качестве штаб-лекаря находился медико-хирург Николай Алексеевич Галкин (1793 - после 1840), уроженец Пензенской губернии, выпускник Медико-хирургической академии (1814 года, по другим данным – 1818 г.) в Санкт-Петербурге. До июня 1819 года Галкин работал в Кронштадтском военном госпитале. Там с ним встретился лейтенант М.П.Лазарев, которому было вверено командование шлюпом «Мирный», и пригласил для участия в экспедиции 1819-1821 гг. в качестве судового врача.

Бичом моряков тех времен, особенно в низких широтах, были цинга, обморожения, простудные заболевания, недосыпание. Но благодаря высокой квалификации врачей и их помощников на шлюпах «Восток» и «Мирный» не было никаких серьезных заболеваний, несмотря на тяжелые климатические условия плавания и частые переходы от жары к холоду и обратно. Один из островов, открытых экспедицией на пути к Антарктиде, был назван впоследствии именем Галкина. (Это название, как и многие другие русские имена на картах, не сохранилось – они были переименованы английскими, французскими и другими мореплавателями, которые считали себя «первооткрывателями» этих островов). Кроме того, в 1953 году именем Галкина назван остров в заливе Лена у берегов Земли Эндерби (67°33´ южной широты, 47°40´восточной долготы).

«За неутомимые труды и успехи в пользовании больных во время похода» судовой врач Н.А.Галкин был избран членом-корреспондентом Медико-хирургической академии, а также награжден орденами Св.Владимира 4-й степени (этот орден в те годы давал право на дворянство), Св.Станислава 3-й степени, Св.Анны 2-й степени за заслуги перед Отечеством.

В декабре 1823 г. Николай Алексеевич Галкин был назначен директором 1-й пензенской гимназии и народных училищ Пензенской губернии и занимал эту должность вплоть до 1827 года. Сегодня в музее гимназии №1 г.Пензы есть экспозиция, посвященная Н.А.Галкину и другим русским полярникам.

 

Организатор русских заполярных экспедиций в Арктику и Антарктику: Морской министр России Жан Батист (Иван Иванович) де Траверсе

Вплоть до середины XIX века в России служило много добровольцев из разных стран Европы, Америки, Азии и даже Африки – например, тот же Ганнибал, ближайший сподвижник Петра I. В основном на русскую службу уходили из-за притеснений на своей родине шотландцы, ирландцы, немцы, итальянцы, испанцы, греки, сербы, хорваты, болгары… «Я прежде всего русский офицер, и шотландец (француз, немец, грек) по национальности», – говорили иностранные офицеры Русской армии, для которых Россия стала второй родиной.

Так же поступил на русскую службу и маркиз Жан Батист Прево де Сансак, маркиз де Траверсе, в России – Иван Иванович де Траверсе (24 июля 1754 – 7 (19) мая 1831). В 1791 году, с позволения Людовика XVI, маркиз де Траверсе перешел на русскую службу по приглашению вице-адмирала принца Нассау-Зигена, командовавшего гребной флотилией Балтийского флота. В России Траверсе стал капитаном Русского флота в ранге генерал-майора. С 1793 г. – контр-адмирал, с 1797 г. – вице-адмирал, с 1801 года – адмирал Русского флота. Когда в 1801 году Россию приехал посланец Наполеона Бонапарта маркиз де Коленкур с целью призвать всех французских эмигрантов вернуться во Францию, де Траверсе отказался и записал в своем дневнике: «Россия ныне – мое Отечество».

За службу России маркизу де Траверсе в 1797 г. были пожалованы поместья в Пензенской (деревни Синдорово и Колопино) и в Воронежской губерниях. Но по долгу службы, связанной с морем, он предпочитал жить в своем имении Романщина в Лужском уезде, в 111 км от Санкт-Петербурга (которое он приобрел за свой счет). Принято считать, что де Траверсе не бывал в своем пензенском поместье. Однако в Пензе ему бывать приходилось, когда в 1812 году ему как иностранцу пришлось заверять свое дворянское происхождение и свой родовой герб. Сохранился протокол заседания Пензенского губернского правления от 10 января 1812 г., был заверен лично морским министром, маркизом Иваном Траверсе в качестве секретаря.

В 1809-1828 гг. маркиз де Траверсе занимал пост морского министра России и был главным организатором первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, которая завершилась открытием «Южного материка», который еще со времен Джеймса Кука считался недоступным. К очередному заседанию Государственного Совета, членом которого он был назначен, Траверсе подготовил доклад, в котором, в частности, говорилось: «России нужен флот, чтобы флаг ее уважали…». Именно так демонстрировали свою силу друг перед другом европейские нации, и поднятием флага своей страны они закрепляли за ней новые, открытые ими земли.

Но де Траверсе был также организатором многих других кругосветных и полярных плаваний начала XIX века. Еще в 1811 году он начал планирование двух смелых экспедиций – в Антарктику, и в Арктику. Его деятельность по организации первой русской антарктической экспедиции известна гораздо больше (сам де Траверсе называл ее «первой дивизией», то есть первой частью глобального исследовательского проекта). О его роли в организации целого ряда экспедиций в Арктику, на поиски Северного пути, до недавних пор было известно меньше.

В 1811 году де Траверсе поручил И.Ф.Крузенштерну, своему другу и советнику, изучить материалы экспедиции В.Я.Чичагова и сравнить с отчетами других исследователей Северного пути. В 1764 г. корабли Чичагова чуть не были раздавлены полярными льдами и вернулись в Архангельск. Изучив все доступные материалы русских, английских, французских мореплавателей, в 1818 году де Траверсе доложил царю «Никому еще не удавалось подняться выше 80°19´ с.ш. …Никому пока не покорился проход от Архангельска до Лены; из русских судов, …ни одно не смогло обогнуть северо-восточную оконечность этого острова, который простирается до 75° с.ш. Столь же недоступен и Таймыр, окруженный огромными ледяными торосами. А еще дальше к востоку, кажется, лежат сплошные льды». Поэтому де Траверсе сделал вывод: «Берега Сибири надо разведывать и с моря, и с суши, двигаясь с запада на восток и с востока на запад».

Первую кругосветную экспедицию с целью поисков Северного пути «с запада на восток и с востока на запад» предпринял Отто Коцебу на бриге «Рюрик» (1815-1818) Своим старшим помощником Коцебу выбрал лейтенанта Глеба Шишмарева. После Отечественной войны 1812 года в казне денег не было, поэтому экспедиция финансировалась на частные деньги графа Н.П.Румянцева, которому понравился проект Крузенштерна, суливший экономические выгоды для Русской Америки. 26 июля Коцебу вошел в Берингов пролив, а попутно составил карту и описание острова Св.Лаврентия (сегодня принадлежит США). Отсюда Коцебу сделал попытку найти Северный проход в Атлантический океан вдоль арктического побережья Америки. Поначалу он принял за Северо-западных проход залив, названный впоследствии в честь Коцебу. Все другие попытки тоже оказались безрезультатными. За «северо-западный проход» принимали то рукав Залива Нортона, то один из рукавов Залива Шишмарева. Было решено завершить исследование в ходе другого плавания. Летом 1818 г. «Рюрик» вернулся в Кронштадт.

На обратном пути Коцебу сделал также сделал описание побережья Чукотки, в том числе залива Лаврентия. Именно там, на берегу Залива Лаврентия находится село Лаврентия – духовная родина другого пензенца, писателя и исследователя Чукотки Тихона Сёмушкина.

Очередная экспедиция с целью поиска Северного морского пути была спланировала де Траверсе одновременно с экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева к Южному полюсу (именовавшейся «первой дивизией»). Поэтому плавание в Арктику было названо «второй дивизией» (хотя фактически вторая экспедиция никак не была связана с первой). Арктическую экспедицию возглавили капитан Михаил Васильев и Глеб Шишмарев. В 1819-1822 гг. эта экспедиция на кораблях «Открытие» и «Благонамеренный» должна была, используя опыт Коцебу, «обследовать берега и море к северу от Берингова пролива в целях обнаружения неизвестных земель». Но им удалось дойти только до 71°06´ с.ш. Дальше были сплошные льды. Оставалось только вернуться назад Беринговым проливом через о.Ситка (центр Русской Америки) и Форт-Росс (первую русскую базу в Калифорнии). В Петербург они вернулись из кругосветного плавания в августе 1822 г., и 28 августа явились с докладом к де Траверсе в Романщину. Доклад затянулся на всю ночь. «Мы побывали в неприступном ледяном аду, – сообщил Васильев. – Если проход и существует, ледяной барьер нельзя ни обогнуть, ни пересечь; дальше той широты, которой мы достигли в ходе трехлетних кампаний, пути нет».

«Ничего не изменилось, – с горечью записал той ночью де Траверсе. – По-прежнему, чтобы попасть из России в Америку, нужно объехать вокруг света».

Тем временем с конца 1818 и до февраля 1820 гг. де Траверсе подготовил две новые экспедиции. Их целью было исследование малоизученных берегов Сибири между реками Яна и Колыма и прибрежных районов Северного Ледовитого океана. В их подготовке принимали участие вице-адмирал Г.А.Сарычев, возглавлявший гидрологическое управление Адмиралтейства, член Адмиралтейств-коллегии капитан В.М.Головнин, а также бывший министр и бывший губернатор Пензы (1816-1819), а с 1819 года – генерал-губернатор Сибири граф М.М.Сперанский, с которым де Траверсе вел частную переписку. 2 ноября 1820 г. Адмиралтейств-коллегия утвердила проект обеих экспедиций.

Во главе экспедиций, по предложению Головнина, были назначены 22-летний Фердинанд Врангель, уже плававший на шлюпе «Камчатка» с Головниным, и 23-летний Петр Анжу. Обе экспедиции предполагались как пешие. Де Траверсе был верен своему принципу: «Берега Сибири надо разведывать и с моря, и с суши…». Как писал он М.М.Сперанскому, «многие опыты …свидетельствуют, что покушения на судах не могут быть успешны, и потому поиски земель в том краю должны производиться по льду на собаках». Так, лейтенант Ф.П.Врангель должен был, согласно инструкции, составить «описи берегов от устья реки Колымы к востоку до Шелагского мыса» и открыть обитаемую землю, «находящуюся, по сказанию чукчей в недальнем расстоянии». Лейтенант Анжу должен был произвести опись «как берегов Ледовитого моря, так и островов, лежащих к северу от устья реки Яны, как то: Ляховские, Котельный, Фадеевский, Новую Сибирь и земли, виденные Санниковым и Белковым к NW от Котельного и к NO от Фадеевского».

Лишь в октябре 1821 г. де Траверсе получил от лейтенанта Анжу первый доклад. Его Усть-Янская полярная экспедиция (1820-1824) не нашла никаких новых обитаемых земель у побережья Сибири. «Земля Санникова» осталась мифом. Но ему удалось достигнуть острова Новая Сибирь в Новосибирском архипелаге и продвинуться до 76°15´с.ш. Кроме того, Анжу составил опись части северного берега Сибири, с прилегающими к ней островами Ляховскими, Котельным, Фаддеевским, Новою Сибирью и другими.

«Колымская экспедиция» (1820-1823) лейтенанта Врангеля вернулась из путешествия по Сибири в 1823 году. Он составил карту северо-востока России, включая описания берегов и близлежащих островов. Для ее составления он, как и Анжу, использовал 115 астрономических пунктов. В своем отчете Врангель писал, что между Чукоткой и Аляской, по всей видимости, есть пролив.

Кроме того, де Траверсе организовал экспедицию Федора Литке (1-я в 1821-1826 гг, 2-я – в 1826-1829 гг.) по исследованию Арктики и берегов Новой Земли. (Первая аналогичная попытка была предпринята в 1819-1821 гг. Лазаревым). В 1817-1819 гг. была предпринята кругосветная экспедиция В.М.Головнина на военном шлюпе «Камчатка». С одобрения де Траверсе состоялось и второе кругосветное плавание О.Е.Коцебу (1823-1826), который не терял надежды со второй попытки найти Северо-западный проход из Тихого океана в Атлантику вдоль северного побережья Америки. Все экспедиции были плодотворными. Были открыты, нанесены на карту и изучены новые земли, острова, реки и заливы, были собраны бесценные географические, гидрографические, ботанические, биологические и этнографические научные материалы. Но Северный путь через Арктику никак не желал находиться… Поэтому де Траверсе записал в своем дневнике: «Пока на земном шаре не произойдут какие-нибудь изменения, не остается надежды найти Северо-восточный проход и доступ к полюсу».

В последние годы своей жизни, в 1821-1825 гг., император Александр I неоднократно посещал имение де Траверсе в Романщине. Во время одного из последних визитов император и морской министр как раз обсуждали демаркацию границ русских колоний в Америке. В то время еще никто еще не думал, что северный морской путь так и не будет найден до ХХ века, а Русскую Америку – Аляску и Алеутские острова – в 1867 году новый самодержец Александр II продаст Соединенным Штатам.

 

Исследователь Русской Аляски Лаврентий Алексеевич Загоскин

Почему русских мореплавателей – и не только русских, но и зарубежных – так интересовал Северный путь из Балтики вдоль побережья Сибири через Берингов пролив в Тихий океан? Открытие Северного морского пути через Северный Ледовитый океан имело важнейшее стратегическое значение для России. Этот путь значительно удешевил бы плавания из Балтики к берегам Камчатки, Дальнего Востока и Русской Америки, в частности – к Аляске, Алеутским островам, Русской Калифорнии. А это позволило бы удешевить снабжение русских колоний, а также сами товары, привозимые оттуда – через несколько океанов или через Сибирь (что было ненамного дешевле). До сих все плавания русских кораблей на Дальний Восток и к северо-западному побережью Америки осуществлялись либо через Атлантику, вокруг Африки, Через Индийский и Тихий океаны; либо вокруг Южной Америки, то есть через Атлантический и Тихий океаны.

Годом открытия Аляски русскими мореплавателями считается 1741 г. В августе 1741 года вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга исследовала Алеутские острова и берега Аляски и нанесла их на карту. А в 1772 году на острове Уналашка Алеутского архипелага было основано первое русское торговое поселение. С этого начиналась Русская Америка, включавшая в себя Аляску, Алеутские острова, архипелаг Александра и крепость (форт) Росс в Калифорнии, а также Елизаветинскую крепость на Сандвичевых (Гавайских) островах. В 1799 г. была создана «Российско-Американская компания» с участием членов царской фамилии со штаб-квартирой в Иркутске. Для ее акционеров открытие северо-восточного прохода было крайне важно. В том же году на о.Ситка была основана Михайловская крепость, позже получившая статус города Ново-Архангельска. С 1808 года он стал столицей Русской Америки. Сама же Русская Америка формально была включена в состав Сибирского генерал-губернаторства, которое с 1819 года возглавлял бывший пензенский губернатор граф М.М.Сперанский.

В 1840-х годах исследованием русских владений в Америке, Аляски, занялся Лаврентий Алексеевич Загоскин (21 мая (2 июня) 1808 - 22 января (3 февраля) 1890). Лаврентий Загоскин, троюродный брат известного писателя Михаила Николаевича Загоскина, родился в селе Николаевка Пензенского уезда Пензенской губернии. Начав службу в Русском флоте 25 сентября 1826 г. в звании мичмана, он служил на Каспийском море, чтобы быть поближе к Пензе. Там Загоскин принял участие в Русско-персидской войне 1826-1828 гг. Правда, Каспий был второстепенным театром военных действий. С июля 1827 г. Загоскин стал капитаном транспортного шкоута «Мария», затем был адъютантом контр-адмирала Д.Д.Челеева на штабной работе, но пожелал вернуться в действующий флот. В январе 1832 г., получив звание лейтенанта, он стал командиром парохода «Аракс». Но в июне 1833 г., во время перехода с реки Эмба на Волгу, произошло несчастье. Во время ночевки на «Араксе» случился пожар, пароход сгорел. В сентябре 1834 г. суд вынес приговор: «Лаврентия Загоскина лишить чинов и дворянства, казнить смертию, из нижних чинов двух расстрелять, а прочим отсечь по два пальца». Правда, благодаря адмиралу Д,Д.Челееву дело вскоре было пересмотрено, причиной пожара была признана «неосмотрительность», а Загоскин 30 января 1835 г. был разжалован в матросы 2-й статьи «впредь до выслуги» без лишения дворянства. В апреле 1835 г. Загоскину был возвращен чин лейтенанта с переводом в 9-й флотский экипаж на Балтийском флоте. Но 8 декабря 1838 г. он предпочел выйти в отставку в чине лейтенанта и в том же году поступил на службу в «Российско-американскую компанию». Балтика не сулила никаких перспектив человеку с «черным пятном» на биографии. Его больше влекла неизвестная Америка.

В 1842-1844 гг. Загоскин провел ряд пеших экспедиций с целью исследования русских владений в Америке – в заливах Кускоквим, Нортон и Коцебу и бассейнах рек Кускоквим, Юкон (Квикпак), Икогмют и др. По итогам его исследований была издана «Пешеходная опись русских владений в Америке, произведенная лейтенантом Лаврентием Загоскиным в 1842, 1843 и 1844 гг. с меркаторскою картою, гравированною на меди», в которой дается первое подробное описание глубинных территорий Аляски, а также ценные этнографические сведения о коренных жителях полуострова. В 1846 году «за исследования, проведенные в Русской Америке», был награжден орденом Св.Анны 3 степени, а в 1848 году избран действительным членом Русского географического общества и удостоен Демидовской премии Академии наук.

Продажа русских владений в Северной Америке Соединенным Штатам была ратифицирована 3 мая 1867 года. (Русская Калифорния – база-крепость Росс (Форт-Росс) – была продана еще раньше, в 1841 году американскому предпринимателю с мексиканским гражданством Джону Саттеру). «…За неразвитием в России торгового мореходства бывшая Российско-Американская компания …в сущности, представляла из себя жалкую пародию на английские Ост-Индскую и Гудзон-байскую компании [«Компании Гудзонского залива» (Hudson's Bay Company)], принося русскому правительству и акционерам только убытки и хлопоты…», – пишет свидетель последних месяцев Русской Америки М.И.Вавилов.

После отставки де Траверсе, кругосветные экспедиции Русского флота прервались (за исключением экспедиции Г.И.Невельского в 1849-1850 гг.). А после продажи Аляски в 1867 году прекратились и торговые плавания из России к берегам Америки.

Так Россия избавилась от богатейших провинций в Северной Америке. И главной причиной было даже не «неразвитие мореходства», а то, что Северо-восточный путь «от Архангельска до Ново-Архангельска», проложить который мечтал еще де Траверсе, так и не был найден.

Память о Русской Америке сохранилась. В США в Форт-Россе ежегодно проводятся военно-исторические фестивали, организуются международные конференции на тему истории Русской Америки. В Пензе памятник Л.А.Загоскину был открыт в 2018 году. В 2019 году на родине Лаврентия Загоскина в селе Николаевка Пензенской области тоже был открыт памятник земляку-первопроходцу, исследователю Аляски. А в 2022 году усилиями Пензенского областного отделения Русского географического общества в с.Николаевка был воссоздан Михайловский форт.

Северный путь был впервые пройден с востока на запад экспедицией Бориса Вилькицкого в 1914-1915 гг., правда, с зимовкой на Таймыре. 16 сентября 1915 г. «Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана» (ГЭСЛО) Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» миновала Берингов пролив. Это плавание стало первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией. Б.А.Вилькицкий был награжден высшей наградой Русского географического общества – Константиновской медалью.

Но только после революции в Советском Союзе было организовано целенаправленное освоение Северного морского пути. Так, впервые в 1932 году Северный морской путь был пройден экспедицией О.Ю.Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» – тоже за одну навигацию. Первое сквозное прохождение Северного пути с востока на запад за одну навигацию предпринял в 1932 году капитан Н.М.Николаев на ледорезе «Фёдор Литке». А первую транспортную перевозку из Ленинграда во Владивосток по Северному пути осуществили грузовые лесовозы «Ванцетти» и «Искра» – их плавание продолжалось c 8 июля по 9 октября 1935 г.

 

Пензенский писатель, воспевший Чукотку: Тихон Захарович Сёмушкин

Со времен продажи Аляски в 1867 году иностранные торговые компании нацелились на русский Крайний Север. Британско-канадские торговые компании использовали Чукотку как собственную вотчину для добычи китового жира, пушнины и пр. Это стало одной из ключевых тем творчества другого уроженца Пензенской губернии.

Тихон Захарович Сёмушкин (13 (26) июня 1900 – 6 мая 1970), будущий исследователь Чукотки и участник многих заполярных экспедиций, родился в селе Старая Кутля Мокшанского уезда (ныне – Лунинский район) Пензенской области в семье деревенского столяра. Он получил образование в начальной земской школе, двухклассной церковно-учительской школе, и в 1916 г. получил право преподавать. С тех пор он работал учителем в школе села Ильмено Никольского района Пензенской области.

В 1924 году Сёмушкин окончил физико-математическое отделение педагогического МГУ. Впервые он оказался на Чукотке в 1924 г. в составе экспедиции Владимира Тан-Богораза, целью которой была ликвидация иностранной концессии канадско-британской «Компании Гудзонского залива» (Hudson's Bay Company) – той самой, что часто конкурировала с «Русско-Американской компанией» на Аляске, в Калифорнии и на Гавайских островах.

А началось все с того, что Тихон Сёмушкин написал письмо В.Г.Тан-Богоразу и присоединился к его экспедиции на Чукотский полуостров. Как вспоминал впоследствии сам Т.З.Сёмушкин: «Я впервые услышал и о поэтическом северном сиянии… и об аборигенах тундры, которые носятся на собаках и оленях с быстротой птицы. Прочитав его [Тана-Богораза] собрание сочинений, я стал пленником Севера. Попасть в эту страну стало моей неотвязчивой мыслью. Но в то время это было не так легко осуществить. На Севере почти совсем не было школ и, имея квалификацию учителя, я не мог применить её там…».

С тех пор Сёмушкин неоднократно принимал участие в экспедициях на Чукотку (возглавлял статистико-экономическую и антропологическую экспедиции), принимал участие под руководством В.Г.Тан-Богораза в создании чукотской письменности, в 1928 был директором первой школы-интерната для детей-чукчей в с.Лаврентия, учителем истории, уполномоченным Далькрайисполкома по Чукотскому району.

С 1931 года Т.З.Сёмушкин занимался вопросами просвещения народов Севера в Комитете Национальностей Наркомпроса РСФСР, в 1941 году избран членом Союза писателей СССР за изданную в 1939-1941 гг. двухтомную повесть «Чукотка» (переработанный вариант его первой книги «На Чукотке», выпущенной издательством Дальгиз в 1938 г.). В 1949 году был удостоен Сталинской премии 2-й степени за роман «Алитет уходит в горы» (1947—1948). В 1949-1953 гг. и в 1958-1962 гг. работал в редколлегии журнала «Знамя», а в1953-1957 гг. – в журнале «Огонёк». Тихона Сёмушкина высоко ценили такие писатели, как Максим Горький, Антон Макаренко и Виктор Финк (которого он считал своим учителем). Он был дружен с ученым-североведом Михаилом Сергеевым, который ввел его в писательский круг, с первым чукотским писателем Юрий Рытхэу, с поэтому Александром Твардовским.

Летом 1955 года Сёмушкин осуществил свою давнюю мечту – побывать на дрейфующих станциях в Арктике. Тут ему помог его давний знакомый контр-адмирал В.Ф,Бурханов (в очерке автор называет его «Виктор Федорович Бахарев»). Он доставил его на дрейфующую станцию «Северный полюс – 4» (СП-4), а также познакомил с людьми с дрейфующих станций СП-5 и СП-3. В том же самолете с ними летел «…человек в очках, какие носят старые учителя. Может быть, в силу этого обстоятельства и лицо его казалось несколько угрюмо-серьезным. Однако по всему видно было, что это опытный полярник, на которого Арктика наложила свой отпечаток, начиная от легких морщинок на лице и кончая одеждой. На нем был брезентовый плащ и яловичные сапоги на меху. Это был художник, который «болен Арктикой» добрый десяток лет. Он тоже держал курс на дрейфующую станцию». Автор не назвал имени своего попутчика. Но судя по внешности, времени и месту, это явно был не кто иной как Игорь Рубан, родом из Рузаевки (до 1928 года относившейся к Пензенской области), фактически – земляк Сёмушкина.

Литературное творчество Сёмушкина – это повесть «Спасение Талеко» (1946, в новой редакции – «Приключения Айвама», 1955 и 1957); роман «Алитет уходит в горы» (1947-1948); очерк «Полет в Арктику» (1956 и 1957); очерки «Норильские встречи» (1961); «Угрюм-Север» (1968). В 1970 г. были изданы его «Избранные произведения» (в 2-х томах); «Пробуждение океана» (неоконченный роман). По романам Сёмушкина были сняты фильмы «Романтики» (сценарий в соавторстве с Ф.Кнорре, реж. Марк Донской, 1941 г.) и «Алитет уходит в горы» (реж. Марк Донской, 1949 г.).

Память о Т.З.Сёмушкине была увековечена и в Пензенской области, и на Чукотке – второй родине. В селе Старая Кутля Пензенской области его имя носит местная школа, на ней установлена его мемориальная доска. На Дальнем Востоке долгое время ходил теплоход «Тихон Сёмушкин», принадлежавший ООО «Камчатморфлот». В селе Лаврентия на Чукотке была открыта мемориальная доска писателю Тихону Сёмушкину. Указом Совета Министров РСФСР от 3 марта 1971 г. Центральная районная библиотека села Лаврентия также стала называться Библиотека им. Т.З.Сёмушкина. 16 августа 2017 г. по инициативе Общественного совета по сохранению исторического наследия Дальнего Востока при ВООПИиК г.Хабаровска на здании «Центра образования села Лаврентия» в с.Лаврентия Чукотского района – на берегу Залива Лаврентия – была открыта мемориальная доска, посвященная Сёмушкину.

 

Герой Советского Союза Константин Сергеевич Бадигин

Молодое Советское государство, обороняющееся от интервентов и спонсируемых ими белых армий, нашло средства для того, чтобы возобновить исследование Арктики и другие географические исследования. Началось активное освоение Заполярья и Северного пути: арктические экспедиции, трансконтинентальные перелеты. Строились новые, более мощные ледоколы, хотя и построенные или закупленные в царские времена «старики» – такие как ледокол «Ермак» – все еще оставались в строю.

Одним из советских героев освоения Арктики стал уроженец Пензы Константин Сергеевич Бадигин (16 (29) ноября 1910 – 17 марта 1984) – известный полярник, капитан дальнего плавания, советский писатель. В 1928 году он поступил на флот матросом и плавал на пароходе «Индигирка» на Дальнем Востоке. В 1937 году Константин Бадигин стал вторым помощником на ледокольном пароходе «Садко», который 23 октября 1937 г. был затёрт дрейфующими льдами вместе с ледокольными пароходами «Малыгин» и «Георгий Седов» в море Лаптевых. А 18 марта 1938 г. Бадигин был назначен капитаном ледокола «Г.Седов», на котором остался дрейфовать с экипажем из 14 человек. Остальных эвакуировали самолетами в апреле 1938 г. В конце августа к трем затёртым во льдах пароходам сумел пробиться ледокол «Ермак» (капитан М.Я.Сорокин). 30 августа «Ермак» вместе с «Малыгиным» и «Садко» ушли. Но «Седов» под командованием Бадигина остался. Руль был поврежден одним из сжатий льда, поэтому судно не могло самостоятельно управляться. Дрейф продолжался 812 суток и закончился в Гренландском море. За этот дрейф Бадигин был удостоен звания Героя Советского Союза (1940).

Затем Бадигин работал в штурманско-навигационной службе Морского управления Главсевморпути под началом «полярника №1» Ивана Дмитриевича Папанина. А в годы войны был командиром ледокольного отряда Беломорской флотилии, начальником штаба Архангельского штаба морских операций, первым заместителем начальника Управления Беломорских ледовых операций. «В те дни [в 1942 году], – вспоминает Папанин, – я находился в Архангельске, откуда мне легче было держать оперативную связь с Арктикой. Мне помогал в этом Герой Советского Союза капитан К.С.Бадигин – он возглавлял в те годы штаб морских арктических операций при начальнике Главсевморпути».

В 1943 году Бадигина перевели на Дальний Восток до конца войны. В 1943-1945 гг., будучи капитаном теплохода «Клара Цеткин» на Тихом океане, К.С.Бадигин перевозил оборонные грузы из США во Владивосток. Предстояло открыть новый, более выгодный и безопасный путь для поставки грузов из США в СССР по ленд-лизу. По воздуху и по морю. Тот самый Северный морской путь, который пытались проложить сквозь льды русские мореплаватели в XIX веке…

Константин Сергеевич Бадигин был одним из первых Героев Советского Союза. Это звание было впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 г. а дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза (медаль «Золотая звезда») был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 г. Всего до начала Великой Отечественной войны звания Героя было удостоено 626 человек, в том числе 3 женщины. И первым «массовым» награждением было награждение 15 «седовцев» во главе с К.С.Бадигиным, а также участников их спасения.

 

Исследователь Арктики, Антарктики и Мирового океана Евгений Матвеевич Сузюмов

Другой известный пензенский полярник, Евгений Матвеевич Сузюмов (4 (17) января 1908 – 30 апреля 1998), был практически ровесником своего земляка Константина Бадигина. Евгений Матвеевич родился в г.Пенза, был участником многих экспедиций Главсевморпути и Академии наук СССР в Арктику, Антарктику, Атлантический и Тихий океаны, кандидатом географических наук, почетным полярником, членом Географического Общества СССР и почетным членом Географического общества США. Он известен как писатель – автор 14 научно-популярных книг и брошюр; награжден 7 орденами и 14 медалями. В годы Великой Отечественной войны Сузюмов работал в Архангельске и на о.Диксон – адъютантом, позже помощником Уполномоченного Госкомитета обороны И.Д,Папанина. Штаб Папанина был создан Госкомитетом обороны для работы с караванами союзнических судов, доставлявших по ленд-лизу в Архангельск и Мурманск военные грузы. В годы Великой Отечественной войны какое-то время, в 1941-1942 гг., Бадигин и Сузюмов даже работали вместе на Западном участке Главсевморпути. В своих воспоминаниях К.С.Бадигин упоминает, в частности, и своего заместителя по штабу северных морских операций Евгения Матвеевича Сузюмова.

В эти трудные военные годы Северный морской путь стал важнейшей транспортной магистралью. Защиту арктических коммуникаций осуществлял Северный флот, а за доставку грузов отвечали морские конвои. В остальном же, организационно Северный морской путь делился в советские времена делился на Западный сектор Арктики (от Мурманска до Дудинки), который обслуживали ледоколы Мурманского морского пароходства, и Восточный сектор (от Дудинки до Чукотки), который обслуживали ледоколы Дальневосточного морского пароходства.

По Северному морскому пути шли «внутренние арктические караваны» (ВА). Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси они доставляли каменный уголь из Печорского и других арктических бассейнов, никель, медь и лес для военной промышленности. А с 1943 года по нему пошли и грузы вооружения, боеприпасов и прочих товаров от союзников. По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 – в конвоях, было перевезено более 4 млн. тонн различных грузов.

С 20 мая 1943 г., когда Папанин перенес свой штаб на восток вдоль трассы Севморпути для налаживания бесперебойной работы этого важнейшего транспортного пути, Е.М.Сузюмов стал одновременно заместителем начальника штаба Восточного сектора Арктики Главсевморпути.

Герой Советского Союза, начальник полярной авиации летчик И.П.Мазурук так писал о Сузюмове: «Евгений Матвеевич в годы Великой Отечественной войны провел очень большую работу. На его плечи ложилась работа по организации доставки «лендлизовского» вооружения, которое прибывало с кораблями в Мурманск. Это была очень напряженная работа и очень трудное время – это было накануне Сталинградской битвы и после нее. Надо было все учесть. И все это делал И.Д.Папанин с величайшей помощью и организаторскими способностями Сузюмова. Это был весьма существенный вклад в Победу – и в годы войны, и в восстановлении народного хозяйства. И все это собиралось в великолепной фигуре Евгения Матвеевича. Он умел организовать, а Иван Дмитриевич Папанин это поддерживал своей настойчивостью. Без помощи Евгения Матвеевича Папанин не мог бы столь эффективно работать».

После войны Е.М.Сузюмов работал в Главсевморпути, участвовал в ряде воздушных экспедиций в высокие широты Арктики. Затем перешел в Академию наук, занимался планированием и организационным обеспечением экспедиционных исследований Мирового океана. В 1955 году он впервые принял участие в Первой советской антарктической экспедиции (1955-1956 гг.) на дизель-электроходе «Обь». Это была первая комплексная антарктическая экспедиция (КАЭ-1) Академии наук (1955-1956 гг.). Сузюмов был одним из организаторов этой антарктической экспедиции, которая сегодня стала легендарной, а затем сам принял в ней участие как ученый секретарь.

Впоследствии Е.М.Сузюмов участвовал еще в нескольких океанологических экспедициях в Атлантический и Тихий океаны на НИС «Михаил Ломоносов» (1958, 1959), «Витязь» (1961, 1966), «Дмитрий Менделеев» (1972, 1976). Им написано несколько книг об этих плаваниях. На его счету организационное обеспечение практически всех международных экспедиций на судах АН СССР и Академий наук союзных республик, выполненных между 1951 и 1979 гг.

 

Военный гидрограф Дмитрий Александрович Алашеев

Прокладка Северного пути через Заполярье и Берингов пролив стала возможна не только благодаря усилиям полярников из Главсевморпути, как К.С.Бадигин и М.Е.Сузюмов, но и благодаря военным и гражданским гидрографам.

Одним из них был Дмитрий Александрович Алашеев (6 февраля 1908 – 23 июля 1953) – военный гидрограф, капитан 1-го ранга, уроженец села Шишкеево Рузаевского уезда Пензенской губернии (сегодня Рузаевский район входит в состав Республики Мордовия). Его отец, земский врач Александр Дмитриевич Алашеев, вскоре после рождения сына переехал в Пензу. Дмитрий учился в средней школе №1 им. В.Г.Белинского одновременно с первым советским стратонавтом Ильёй Давыдовичем Усыскиным.

В 1926 г. Д.А.Алашеев поступил в Ленинградское Военно-морское училище им. М.В.Фрунзе, которое окончил в 1930 году. По окончании его – служил в штабе Балтийского флота. Служил старшим флаг-секретарем распорядительной части в Кронштадте, потом помощником начальника курса ВМУ им. М.В.Фрунзе.

В 1933 году Дмитрий Алашеев окончил Специальные курсы командного состава ВМС РККА (гидрографическое отделение) и получил назначение на должность старшего производителя работ в Отдельную Мурманскую лоцманскую дистанцию. Через год перешел на аналогичную должность в Отдельный гидрографический отряд в Мурманске. С апреля 1936 г. – старший производитель работ Северной гидрографической экспедиции (СГЭ) в Архангельске, в ноябре начальник партии этой экспедиции. В составе гидрографической экспедиции Алашеев проводил исследования океана: с 1933 по 1939 гг. экспедиция составила точные карты северных морей и изучила акваторию Дальнего Востока. Все эти карты стали жизненно необходимы в годы Великой Отечественной войны, когда пришлось искать новые, более короткие и безопасные пути для перевозки стратегического сырья из Сибири и поставок по ленд-лизу.

Сам Дмитрий Алашеев встретил войну будучи слушателем гидрографического факультета Военно-морской академии (с 1939 по август 1942 гг.). В 1942 г. его направили на Черноморский флот, где он участвовал в решающих операциях по освобождению Азова, Керчи, Тамани. В 1942-1944 гг. Дмитрий Алашеев – командир гидрометеорологического обеспечения (МГО) гидрографической службы Черноморского флота (МГО ГС ЧФ). В должности начальника оперативной группы гидрографической службы Черноморского флота (ОГ ГС ЧФ) участвовал в навигационно-гидрографическом обеспечении (НГО) десантных операций под Южной Озерейкой (1943), в составе Азовской флотилии сражался под Таганрогом, Мариуполем, Темрюком, освобождал Керчь (1943), участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции (1944), за что награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Кавказа». В 1944 году в той же должности участвовал в НГО при взятии портов Тулча, Сулина, Констанца и Варна в Румынии, за что награжден орденом Красного Знамени и получил благодарность Верховного Главнокомандующего, а в 1945 г. – награжден орденом Отечественной войны II степени.

С 1944 по 1947 гг. Дмитрий Алашеев командовал Отдельным гидрографическим отрядом на западном побережье Черного моря, где занимался изучением румынских и болгарских берегов. В конце 1947 года он был назначен начальником Балтийской Гидрографической Экспедиции. В январе 1952 года был переведен на Дальний Восток, где возглавил гидрографическую службу Тихоокеанского флота (ГС ТОФ).

За время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы Д.А.Алашеев был награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2 степени и тремя медалями (одна из них – «За оборону Кавказа»). Дмитрий Алашеев умер во Владивостоке и был похоронен на Морском кладбище. Ему было всего 45 лет. В честь пензенского военного гидрографа Д.А.Алашеева был назван залив в море Космонавтов у берегов Антарктиды (Земля Эндерби).

 

Живописец Арктики и Антарктики: Игорь Павлович Рубан

Советские экспедиции в Антарктиду продолжались. На смену легендарной Первой комплексной антарктической экспедиции (КАЭ-1) в 1956-1957 гг. пришла КАЭ-2. Одним из ее участников был Игорь Павлович Рубан (12 июня 1912 – 11 октября 1996) – уроженец станции Рузаевка Пензенской губернии, художник и график, впоследствии – Почетный полярник СССР (1955), член Союза журналистов и Союза художников СССР, заслуженный работник культуры РСФСР (1966), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), почетный гражданин арктического поселка Тикси (1979), посвятивший 30 лет своей жизни Арктике и Антарктике.

Игорь Рубан родился в семье Павла Семеновича Рубана, участника строительства Казанской железной дороги, и является потомком писателя Василия Рубана. В 1920-х гг. семья Рубан переехала из Рузаевки в Москву. Игорь приобщился к живописи с юных лет. В 1927–1929 гг. он учился в студии Ксаверия Павловича Чемко («Студия на Тверской»), где преподавал Дмитрий Николаевич Кардовский. Затем около 5 лет обучался в мастерской Игоря Грабаря. В 1934 году Рубан сам начал творческую деятельность. В 1934–1935 гг. он посещал мастерскую К.К.Зефирова. С 1935 г. его персональные выставки проходили в Москве, Ленинграде, Вологде, Архангельске, Мурманске...

В начале Великой Отечественной войны Игорь Рубан служил старшиной роты в ополчении в Ленинградском районе Москвы. Вскоре его семья была эвакуирована в Средняя Азию. Там он продолжил учебу и в 1942 году окончил Московский художественный институт, находившийся в то время в эвакуации в Самарканде; его педагогом был Г.Г.Ряжский.

В 1944 г. Игорь Рубан как рядовой участник экспедиции попал в Арктику, и после этого участвовал в арктических экспедициях, ледокольных маршрутах, плаваниях на острова Карского и Баренцева морей. Как он признался в 1955 г. пензенскому писателю Тихону Сёмушкину в пути на дрейфующую станцию «Северный полюс – 4» СП-4, он стал «болен Арктикой». «Вот уже 11-й год я изучаю её. Арктика стала темой моей жизни и местом моих постоянных скитаний, подчас нелегких». В последующие годы Рубан зимовал не только на СП-4, но и на дрейфующих станциях СП-13, СП-14, СП-15 и СП-17. Поэтому он был знаком со многими покорителями заполярных широт, в том числе и с другим пензенским полярником – Евгением Матвеевичем Сузюмовым.

Результатом работы Рубана в арктических экспедициях стали его многочисленные картины и литературные очерки. Своего рода отчетом о работе СП-4 стала персональная выставка работ И.П.Рубана в Москве в 1954 г., вызвавшая большой интерес. Руководитель экспедиции СП-17 Ю.Б.Константинов вспоминал, что Рубан с утра до вечера писал этюды, делал зарисовки. А чтобы работать ночью – привязывал к карандашу электролампочку. Полярники с гордостью называли Рубана «наш художник». Главный сюжет его картин – арктическая природа и простые советские люди, покорители полярных широт. В числе знаменитых персонажей – Семён Челюскин, Георгий Седов, Владимир Воронин и др.

Но впереди его ждала Антарктика. В 1956-1957 гг. Игорь Рубан стал участником 2-й континентальной антарктической экспедиции (КАЭ-2). Свои картины художник писал в экстремальных условиях - на палубе корабля при крене 40° или на морозе -40°С. Арктические пейзажи захватили художника не меньше, чем советский Север. Но люди – советские герои-полярники – оставались одной из главных тем его полотен.

Интересна история создания картины Игоря Рубана «Дружба и мужество», которая (как и все его полотна) основана на реальных событиях. 11 декабря 1958 г. в 250 км от бельгийской антарктической станции «Король Бодуэн» случилась авиакатастрофа – разбился самолет с экспедицией на борту. Причем, в числе участников экспедиции был принц Антуан де Линь. Советские полярники со станции «Мирный» предложили помощь бельгийцам. На поиски разбившегося самолета отправился отряд советских полярников во главе с Виктором Перовым. Поисковой группе пришлось действовать в почти неизученном районе Антарктиды, в сложнейших метеоусловиях. Точных карт района тоже не было. Даже радиосвязь работала с перебоями. Только к концу четвертого дня поисков поисковая группа Перова обнаружила палатку, в которой укрылись потерпевшие крушение бельгийцы. Пострадавших, уже не надеявшихся выжить, спасли и вывезли на советскую станцию на самолете Ли-2 (с бортовым номером Н-495 – который изображен на картине Рубана). В Бельгии этот подвиг не был забыт: в 1959 г. Перов был награжден бельгийским орденом Леопольда II, а много лет спустя, в 2001 г. – орденом Короны. И Игорь Рубан, лично знакомый с участниками этой спасательной операции, создал не просто картину, а бесценный исторический документ, запечатленный на холсте.

Бельгия была членом НАТО. Советский Союз – возглавлял Варшавский блок. Но Антарктида знает только один закон – закон взаимопомощи. Советские полярники свято соблюдали его и не раз выручали своих коллег из других стран. Таково полярное братство – хоть в Антарктике, хоть в Арктике. Достаточно вспомнить спасение итальянской экспедиции Умберто Нобиле в (25 мая – 12 июля 1928 г.), в котором приняли участие полярники не только из Италии, но и из Норвегии, Советского Союза и других стран.

Сегодня картины И.П.Рубана представлены в собраниях многих музеев и галерей России, в том числе в Государственном историческом музее, Государственной Третьяковской галерее, Музее морского флота, Российском государственном музее Арктики и Антарктики и многих других региональных музеях и картинных галереях. «Ценность художественных и литературных работ Рубана – в их достоверности, запечатленной рукой художника», – говорил о нем И.Д.Папанин.

 

Теплофизика на службе полярных экспедиций: Евгений Васильевич Кудрявцев

Участник 11-й советской антарктической экспедиции 1965-1966 гг. Евгений Васильевич Кудрявцев родился в г.Пенза в 1910 году, в 1926 г. – закончил школу №1 им. В.Г.Белинского. До 1929 г. учился в Пензенском лесном техникуме, затем поступил в МГУ им. М.В.Ломоносова на физический факультет. Своей деятельностью Е.В.Кудрявцев окончательно и бесповоротно выбрал науку. С 1934 года Евгений Васильевич Кудрявцев в разных московских вузах научным сотрудником. Свою первую ученую степень кандидата технических наук Кудрявцев защитил в 1941 году, а в 1950 г. – степень доктора наук. Еще через год он получил звание профессора физики. Причем, он успевал заниматься широким кругом вопросов: авиация, дирижаблестроение, реактивные двигатели, ядерные реакторы и ракеты. Но основным направлением его работы стала теплофизика. Еще не так давно, жизненно важной для изучения Арктики и Антарктики была гляциология (проще говоря – наука о льдах). Теперь же теплофизика пришла на помощь гляциологам. Разработанный Кудрявцевым метод электротермического бурения ледяного покрова (авторское свидетельство о №242083 на изобретение «Устройства для бурения скважин в снежно-ледяных толщах» от 15 октября 1966 г.) и стал причиной, по которой он был приглашен для участия в 11-й Советской антарктической экспедиции (САЭ-11). Необходимо было опробовать метод на станции «Мирный» в Антарктиде.

Вплоть до 1970-х гг. Е.В.Кудрявцев заведовал кафедрой физики в Московском технологическом институте (МТИ). В свободное от работы время Кудрявцев писал стихи (некоторые из них были опубликованы в сборнике «Муза в храме науки»), увлекался футболом и шахматами. В дар родной школе он прислал несколько своих книг, в т.ч. сборник стихов «Муза в храме науки». В музее гимназии №1 г.Пензы есть экспозиция, посвященная Е.В.Кудрявцеву.

 

Пропагандист возрождения Крайнего Севера: Павел Хаскельевич Зайдфудим

Кого можно считать полярником? Каждого, кто жил или работал за полярным кругом? Или только тех, кто преодолел 70° северную или южную широту? Или только тех, кто действительно был на Северном или на Южном полюсе? А может быть, полярник – это призвание? Тогда его нельзя измерять формально – цифрами, широтами, а только личным вкладом в дело освоения самых недоступных областей нашей планеты – Арктики и Антарктики. Пожалуй, именно так и есть. И примером тому был Павел Хаскельевич Зайдфудим (11 октября 1948 – 4 февраля 2020),

Павел Хаскельевич родился в Пензе, окончил Пензенский педагогический институт им. В.Г.Белинского, позднее стал членом возрожденного в 2010 году Пензенского областного отделения Русского географического общества.

В 1988-1989 гг. Павел Зайдфудим принял участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали, был заместителем Штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе и с тех пор постоянно занимался проблемами развития Севера и Дальнего Востока. В 1992-1998 гг. – работал заместителем председателя восстановленного Госкомитета РФ по вопросам развития Севера, а с 1994 года – также заместителем министра РФ по делам национальностей и региональной политики. Именно он в трудные 1990-е годы был «лоббистом» развития российского Заполярья, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

В 1998-2002 гг. Павел Хаскельевич Зайдфудим – президент и председатель правления Международного общественного фонда содействия экономическому и социальному развитию коренных народов Севера. На этой должности он стал инициатором множества национальных и международных проектов по освоению Дальнего Востока, Арктики и Севера России, США, Канады и стран Европы.

 

Двадцать первый век

После тяжелых 1990-х годов, освоение русского Заполярья, Сибири, Крайнего Севера постепенно возобновляется. Продолжается работа российских исследователей в Антарктике. Немалая заслуга в этом принадлежит Павлу Хаскельевичу Зайдфудиму.

Российские исследования Арктики и Антарктики продолжаются. И теперь уже новое поколение полярников – в том числе из Пензы – продолжает это важное для страны дело. Например, в настоящее время в Антарктике в составе российской экспедиции работает пензенец Александр Александрович Краснов.

Александр участвовал в ряде российских антарктических экспедиций, а именно как участник сезонного состава 57-й российской антарктической экспедиции – гидролог на станции Прогресс, участник зимовочного состава 58-й российской антарктической экспедиции, ведущий океанолог станции Беллинсгаузен. Также Александр работал в Арктике на Новой Земле, Земле Франца Иосифа, Таймыре, Кольском полуострове, Чукотке на острове Врангеля и др.

В 2020 г., во время посещения Пензы, Александр выступил в Пензенском областном отделении Русского географического общества. Он рассказал про Арктику и Антарктику, добавив, что со школы увлекался туризмом и путешествиями. Его дипломная работа в институте была посвящена Антарктиде. С этого и началось его знакомство с полярниками. А в аспирантуре, в 2011 г., он отправился в настоящую арктическую экспедицию. «Нашей молодежи нужен свежий пример как в мирное время отваге, мужеству и знаниям могут покоряться территории, и это бесстрашные исследователи Арктики и Антарктики», – отметил председатель Пензенского областного отделения РГО Игорь Пантюшов.

Честь и хвала этим отважным людям, продолжающим благородное дело, начатое русскими мореплавателями XVIII-XX веков.


Библиография:

  1. Алашеев Дмитрий Александрович // CTCmetar.ru. URL: https://ctcmetar.ru/stati/26374-alasheev-dmitriy-aleksandrovich.html.
  2. Арктическая энциклопедия. В 2-х томах. Т.2. Социально-экономическое развитие. Международные отношения и организации. Культура, наука, образования, религия. История исследования и освоения. Доп. и перераб. изд. Северной энциклопедии. Отв. ред. Ю.Ф.Лукин. М.: Изд. Паулсен, 2017. 664 с.
  3. Анисимова М. 5 историй судов, застрявших во льдах // Моя планета. 16 мая 2016. URL: https://moya-planeta.ru/travel/view/5_istorij_sudov_zastryavshih_vo_ldah_20993.
  4. В Пензе скончался Почетный полярник Павел Зайдфудим // РИА-Пенза. 5 февраля 2020. URL: https://riapo.ru/penza/obshchestvo/v-penze-skonchalsya-pochetnyj-polyarnik-pavel-zajdfudim.
  5. Бадигин К.С. На корабле «Геогрий Седов» через Ледовитый океан. Записки капитана. М.: Изд-во Главсевморпути, 1941. 608 с.
  6. Бадигин К.С. Три зимовки во льдах Арктики. М.: Молодая гвардия, 1950. 544с.
  7. Бадигин К.С. На морских дорогах. Мемуары. М.: Политиздат, 1978. 376 с.
  8. Бахирева, Маргарита. I.3. Лучший полярный капитан // Проза.ру. 2015. URL: https://proza.ru/2015/03/24/1139.
  9. Беллинсгаузен Ф.Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов / Второе издание с сокращениями и изменениями. Москва: Государственное издательство географической литературы, 1949.
  10. Веселов П. Полярная судьба Вилькицкого // Вокруг света. 1985. №12. С.44-47.
  11.  Визе В.Ю. Северный морской путь. М.; Л.: Издательство Главсевморпути, 1940.
  12. Гусев А.М. От Эльбруса до Антарктиды. М.: Советская Россия, 1972. 352 с., ил.
  13. Гусев А.М., Трёшников А.Ф. В снегах Антарктиды. М.: Мысль, 1973. 390 с.
  14. Долгополов Н. Антарктида сегодня (рус. яз.) // Знание - сила: журнал. 1957. № 6. С.8.
  15. Дубровин Л.И. Путешествие в страну мужества. Л.: Гидрометеоиздат, 1969. 296 с.
  16. Загоскин Л.А. Пешеходное путешествие лейтенанта флота по русским владениям в Америке. М.: Эксмо, 2017. 448 с.
  17. Константинов Ю.Б. Нас несет к острову Жаннетты [Текст] / [Лит. обработка Н.Плотникова]. Л.: Гидрометеоиздат, 1968.
  18. Коцебу О.Е. Путешествие вокруг света. М.: Издательство Эксмо, 2017. 448 с.
  19. Краснов В.Г., Дайнес В.О. Русский военно-исторический словарь. М.: ОЛМА-пресс, 2001. 656 с.
  20. Кук Дж. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света. М.: Государственное издательство географической литературы, 1948.
  21. Лазарев М.П. Три кругосветных путешествия. М.: Эксмо, 2013. 480 с., ил.
  22. Литке Ф.П. Плавания капитана флота Федора Литке вокруг света и по Северному Ледовитому океану. М.: Эксмо, 2013. 512 с.
  23. Мазурук И. Воздушный мост Аляска – Сибирь / Сост. Н.Я.Болотников и др. // Полярный круг. М.: Мысль, 1978. С.51-60.
  24. Марков С.Н. Вечные следы: Книга о землепроходцах и мореходах. М.: Современник, 1982. 576 с.
  25. Митрофанов Ф. Павел Зайдфудим рассказал, как Пенза связана с Арктикой // Pravda-News.ru. 16 июля 2019. URL: https://pravda-news.ru/news/obrazovanie/pavel-zaydfudim-rasskazal-kak-penza-svyazana-s-arktikoy/.
  26. Мясников Г.В, Город-крепость Пенза. Саратов: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение), 1984. 176 с.
  27. Огрызко В.В. Североведы России: Материалы к биографическому словарю. Послесловие А.Трапезникова. М.: Лит. Россия, 2007. 560 с.
  28. Папанин И.Д. Лед и пламень. М.: Политиздат, 1977. 416 с.
  29. Пантюшов И.В. Эпоха великих географических открытий в Арктике и Антарктике // Русское географическое общество. URL: https://www.rgo.ru/ru/penzenskoe-oblastnoe-otdelenie/ob-otdelenii/publikacii/epoha-velikih-geograficheskih-otkrytiy-v.
  30. Пантюшов И.В. Вклад пензенцев в исследования Арктики и Антарктики // Русское географическое общество. URL: http://penza.rgo.ru/publikacii/epoxa-velikix-geograficheskix-otkrytij-v-arktike-i-antarktike/.
  31. Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001. 759 с.
  32. Рубан И.П. Без темных очков: Записки художника. М.: Искусство, 1959.
  33. Савинов М. Пензенский полярник стал старшим наставником экологического движения «Зеленая волна» // Русское географическое общество. 25 мая 2020. URL: https://www.rgo.ru/ru/article/penzenskiy-polyarnik-stal-starshim-nastavnikom-ekologicheskogo-dvizheniya-zelenaya-volna.
  34. Северная энциклопедия. Northern Practical Dictionary / Сост. Е.Р.Акбальян. М.: Европейские издания Paulsen&Северные просторы, 2004. 1200 с.
  35. Сёмушкин Т.З. Угрюм-Север. Встречи, впечатления, рассказы. М.: Советская Россия, 1968. 158 с.
  36. Сёмушкин Т.З. Избранные произведения в 2-х томах. Т.1. Алитет уходит в горы: Роман. М.: Художественная литература, 1970. 446 с.; Т.2. Чукотка: Повесть; Сын Арктики: Повесть. Очерки. М.: Художественная литература, 1970. 556 с.
  37. Сёмушкин Т.З. Рассказ о полете в Арктику // Сёмушкин Т.З. Жизнь во льдах. М.: Советский писатель, 1957. С.83-166.
  38. Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Справочник. М.: В/О «Моринтехформреклама», 1989. 110 с.
  39. Сузюмов Е.М. К шестому материку. М.: Географгиз, 1958. 352 с.
  40. Сузюмов Е.М. Первопроходцы полярных морей. Очерк. [Рукопись]. Личный архив А.Е.Сузюмова. 29 стр.
  41. Сузюмов Е.М. Полярные моряки – фронту // Водный транспорт. 21 июня 1986.
  42. Сузюмов А. К 200-летию открытия Антарктиды русскими моряками // Русское географическое общество. 11.01.2020. URL: https://www.rgo.ru/en/taxonomy/term/6473.
  43. Сузюмов А.Е. Из Парижа – с благодарностью // Культура провинции. №1(5), февраль 2018. С.2-4.
  44. Сузюмов А.Е. Он плавал по всем океанам и побывал на всех континентах (К 60-летию Первой советской антарктической экспедиции) // Записки по гидрографии. 2016. №299. С.102-108.
  45. Сычёв В.И. «Маркизова лужа». Легенды и правда о российском морском министре де Траверсе. М.: Премиум-пресс, 2014. 292 с.
  46. Трофимова Е. Вклад пензенцев в исследование Антарктиды. Буклет и презентация. МБОУ Классическая гимназия №1 им. В.Г.Белинского. Пенза, 2021.
  47. Тюстин, А.В., Шишкин И.С. Пензенская персоналия. Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т.1 (А-Л): [биогр. слов.]. Пенза: б.и., 2012. 208 с., портр.
  48. Федорова Т.Л. Художник Игорь Рубан. «Дружба и мужество» // Livejournal. URL: https://fedorova-tl.livejournal.com/2738806.html.
  49. Филиппова С. Памяти Павла Зайдфудима // Penza-Online.ru. 5 февраля 2020. URL: https://penza-online.ru/obshchestvo/pamyati-pavla-zaydfudima.
  50. Шатне, Мадлен Дю. Жан Батист де Траверсе, министр флота российского. М.: Наука, 2003. 412 с.