ДИНАМИКА И ГЕОГРАФИЯ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА, КАЗАХСТАНА И КЫРГЫЗСТАНА

Подписка на RSS - ДИНАМИКА И ГЕОГРАФИЯ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА, КАЗАХСТАНА И КЫРГЫЗСТАНА

Пантюшов И.В., Федорко В.Н.
ДИНАМИКА И ГЕОГРАФИЯ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА, КАЗАХСТАНА И КЫРГЫЗСТАНА 

Аннотация. В 2018-2019 годах Пензенским областным отделением Русского географического общества была разработан и реализован масштабный научный проект – этнографическая экспедиция в страны Центральной Азии «Современный этномир», нацеленная на изучение жизни, быта и культуры русского и русскоязычного населения стран региона. Экспедиционные исследования прошли в два этапа. Первым этапом стало посещение участниками экспедиции Республики Узбекистан (Ташкент, Самарканд, Бухара) в октябре 2018 года. В рамках же второго этапа были проведены экспедиционные исследования в Казахстане (Нур-Султан, Караганда, Алматы) и в Кыргызстане (Каракол, Бишкек вв апреле 2019 года). В статье излагаются некоторые итоги комплексного географического исследования жизни русского и русскоговорящего населения Узбекистана, Казахстан и Кыргызстана, полученные на основе анализа социологического, биографического и статистического материала, собранного в ходе работы экспедиции.
Ключевые слова: Узбекистан, Казахстан, Киргизия, культура, русские, этнос, язык, русскоговорящие, экспедиция, Россия, СССР, казаки, Семиречье, митрополия, епархия, РПЦ, Средняя Азия, РГО.

В связи с распадом СССР в 90-х годах ХХ века миллионы соотечественников оказались во вновь образованных независимых государствах на положении национальных меньшинств. Русское и русскоговорящее население за рубежом столкнулось со сложной политической, экономической, культурной и психологической ситуацией, но сохранило свою национальную идентичность, культуру и язык. Одним из регионов постсоветского пространства, где проживает значительная часть русского и русскоговорящего этноса (татары, башкиры, крымские татары, украинцы, белорусы, немцы, армяне) является Средняя Азия, где число проживающих соотечественников в настоящее время составляет около 4,8 млн. чел., численность которых упала вдвое по сравнению с данными 1989 г. [9].

Средняя Азия, несмотря на немалое количество посвященных ей работ, до сих пор остаётся во многом terra incognita. По сути дела, значительная часть информации по региону, которая могла бы охарактеризовать современную историю сложения местного населения и его отдельных частей, ещё не введена в научный оборот либо не проанализирована. Большая часть русского, как и вообще русскоговорящего населения Средней Азии, проживает в трех республиках – Казахстане, Киргизии и Узбекистане. 

В связи с этим, в 2018 – 2019 гг. Русским географическим обществом (Пензенским областным отделением РГО) была проведена международная этнографическая экспедиция «Современный этномир (Средняя Азия)», состоящая из двух этапов: первый полевой в октябре 2018 г. был проведен по Республике Узбекистан, второй этап в апреле 2019 г. – по Казахстану и Киргизии.  Экспедиция проводилась с целью изучения особенности культурного воспроизводства среди этнических русских и русскоговорящих жителей Средней Азии, в частности: адаптационных процессов, традиционных элементов культуры, особенностей их сохранения и воспроизводства в отрыве от основной этнической территории – в иноэтничном окружении, а также - исследование религиозной жизни и межконфессионального взаимодействия в условиях изоляции от российских религиозных центров.

В ходе экспедиции применялся «маршрутный метод» этнографического исследования при котором экспедиция перемещалась в области изучения по непрерывному "линейному" маршруту с последовательными остановками в каждом пункте изучения для сбора материалов (интервью, анкетирование). Главные линии маршрутов исследования: Ташкент – Бухара – Самарканд в Узбекистане, Нур-Султан – Темиртау – Караганда – Алма-Ата в Казахстане, Каракол – Бишкек в Киргизии. т.е. по местам компактного проживания русскоговорящего населения [2]. Экспедиция также способствовала налаживанию партнёрских отношений между национальными географическими обществами посещённых стран.

Целью работы является комплексный анализ динамики численности и географии русского населения Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана в постсоветский период, характеристика особенностей культурного воспроизводства русской диаспоры этих Центральноазиатских государств на современном этапе с привлечением статистического и фактического материала, собранного в рамках экспедиции. 
Задачи исследования связаны с последовательным анализом изучаемых явлений на материалах Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана и выявлением общего и особенного в жизни русского и русскоговорящего населения этих трёх стран региона.

Республика Узбекистан.

Первой страной для изучения в рамках экспедиции выбран Узбекистан, в связи с тем, что в Узбекистане, единственной из всех республик Средней Азии, перепись населения после распада СССР ни разу не проводилась. В 1989 г., по данным последней Всесоюзной переписи населения, в Узбекской ССР проживало 1 653,5 тыс. чел. русского населения. Русские тогда составляли вторую по численности национальность в этническом составе населения республики, на их долю приходилось 8,3 % жителей Узбекистана [10].

Численность русского населения стремительно уменьшалось в первые постсоветские годы в связи с интенсивной внешней миграцией, что в целом соответствовало общим для всего пространства бывшего СССР этнодемографическим и этногеографическим тенденциям. В результате, по данным текущей статистики на 2000 г., в республике проживало 1 199 тыс. русских, составлявших на тот период 4,9% ее населения [11]. К 2005 г. количество русских сократилось на 215 тыс. чел. и составляло уже  983,6 тыс. чел. (3,8 % населения республики). В 2013 г. число русских составило 809,5 тыс. чел., что соответствовало 3,3 % общей численности жителей страны [10]. По данным Госкомстата РУз на 1.01.2017 г., в Узбекистане проживали около 750 тыс. русских, на долю которых приходилось 2,2 % населения республики [12]. 

Из приведённых данных следует, что за 1989-2017 гг. численность русского населения Узбекистана сократилась в 2,2 раза, а его доля в общей численности жителей республики – в 3,8 раза (см. таблицу 1). Вместе с тем, из таблицы 1 видно, что есть некоторое уменьшение темпов отрицательной динамики этнодемографических индикаторов русского населения Узбекистана, что объясняется, очевидно, постепенным снижением его миграционного потенциала. 
 

Следует отметить, что прослеживаемые по данным таблицы 1 тренды связаны не только с миграционным фактором, но и с возрастной структурой русского населения страны и резкими различиями в репродуктивных установках русских семей и представителей коренных национальностей Среднеазиатского региона, приводящими к очень заметной дифференциации уровня рождаемости среди представителей различных этносов Узбекистана. Примечательно, что в уровне рождаемости других некоренных национальностей прослеживается схожесть с естественным движением русского населения (табл. 2).

 

Наблюдается резкая неравномерность распределения русского населения по территории Узбекистана – в основном большинство соотечественников проживает в столице, столичной области и крупных региональных центрах. Большая концентрация русских в городах связана, прежде всего, с их традиционно сложившейся преимущественной занятостью их в индустриальном и финансовом секторе, образовании, здравоохранении, науке и культуре. 

На рисунке 1 приведены диаграммы, иллюстрирующие распределение русского населения по регионам страны – Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту в 1989 и 2017 гг. Очевидно, что ещё в советский период большинство русских жителей Узбекистана (более 40 %) концентрировалось в столице республики – Ташкенте. В последующие годы поляризованная география русского населения выразилась ещё рельефнее, хотя говорить о резком росте удельного веса столицы в пространственной структуре русской диаспоры Узбекистана за последние четверть века всё-таки не приходится (46 % в 2017 г. против 42,4 % в 1989 г.). Второй показатель удельной доли русского населения на протяжении всего рассматриваемого периода сохранился за Ташкентской областью (около 19 % общей численности русской диаспоры республики). Третью и четвёртую позиции продолжают удерживать Самаркандская и Ферганская области (по данным на 2017 г., 6,5 % и 5,7 %, соответственно).

Резкое сокращение доли Бухарской области (с 8,1 % до 3,5 %) можно объяснить тем, что в 1989 г. в её состав входила отличающаяся индустриальной специализацией региональной экономики и относительно высоким удельным весом некоренных национальностей, в т.ч. русских, Навоийская область, которая в 1992 г. была восстановлена в прежнем статусе, и показатели этого региона стали фигурировать в статистической отчётности республики отдельной строкой. Вместе с тем, анализ диаграммы б на рис. 1 показывает определённо невысокую долю Навоийской области по состоянию на 2017 г. (2,3 %). Это связано с резким ростом миграционного оттока русских из данного региона страны в последние годы.

На уровне 3 % процентов установился удельный показатель Сырдарьинской области – одного из немногих регионов республики, где исторически сложился заметный ареал сельского расселения русских, который, впрочем, к настоящему времени сильно сократился в масштабах. Близкие показатели имеют Сурхандарьинская, Кашкадарьинская, Навоийская, Андижанская и Джизакская области (2-2,9 %). Наименьшие значения рассматриваемого этнодемографического индикатора отмечаются Наманганской (1,6 %) и, особенно, в Хорезмской области (0,8 %), имеющих в основном аграрную специализацию, а также в Республике Каракалпакстан (1,4 %), отличающейся тяжёлой геоэкологической ситуацией, вызванной деградацией природно-хозяйственных систем Приаралья. 

Можно выделить компактные ареалы проживания русских в Узбекистане: г.Ташкент и Ташкентская обл. (г.Чирчик, г.Алмалык, г. Бекабад, г.Ангрен, г.Ахангаран), Навоийская обл. (г.Навои, г.Зарафшан, г.Учкудук), г.Фергана, г.Кувасай, г.Самарканд, г. Каттакурган, Бухарская обл. (г.Каган), а также некоторые сельские районы Ташкентской и Сырдарьинской областей, железнодорожные пристанционные посёлки, возникшие в 19 в. вдоль Закаспийской железной дороги. Эти этнотерриториальные структуры сложились исторически, главным образом, в связи со специализацией хозяйства, развитием индустриализации и урбанизацией отдельных территорий, в целом сохранившись в постсоветский период на фоне общего сокращения численности русских в стране.

В таблице 3 показано изменение доли русских в населении регионов Узбекистана в 1989-2017 гг. При общем единообразном сокращении удельного веса русского населения во всех регионах страны в постсоветский период самые высокие показатели сохраняются за городом Ташкентом (русские составляли 34 % населения города в 1989 г. и 14,2 % в 2017 г.), Ташкентской областью (14,6 % в 1989 г. и 5 % в 2017 г.) и Сырдарьинской областью (10 % в 1989 г. и 2,9 % в 2017 г.). Наименьший удельный вес русских в этническом составе отмечается в Наманганской (1,9 %в 1989г. и 0,4% в 2017 г.) и Хорезмской (1,2 % в 1989 г. и 0,3 % в 2017 г.) областях. Таким образом, очевидно сохранение в постсоветский период географического рисунка расселения русского населения Узбекистана, сложившегося исторически.
 

Результаты опроса респондентов (56 чел.) среди русских граждан Узбекистана – жителей Ташкента, Самарканда и Бухары – в ходе экспедиции «Современный этномир (Средняя Азия)» показали, что опрашиваемые в большинстве своем эмигрировать не планируют, за исключением 10 % интервьюеров, желающих воссоединиться с членами семьи, которые выехали из Узбекистана в Россию после распада СССР. Социально-экономическое положение всех опрошенных соотечественников – стабильное, благодаря государственной политике современного руководства Узбекистана, в том числе и кардинально изменившемуся отношению к русскому языку. 

Русский язык в республике, не имея официального статуса, сохраняет большое значение в общественно-государственной жизни страны и широко используется в различных сферах. Он изучается в узбекских школах как обязательный предмет со 2-класса в объёме 2 часов в неделю, на первом курсе средних специальных учебных заведений (4 часа в неделю) и на первом курсе вузов (160 часов). Учебная нагрузка, отведённая в образовательных учреждениях с узбекским языком обучения на изучение русского языка, идентична объёму учебной нагрузки, отведённой на преподавание узбекского языка в русскоязычных учебных заведениях всех уровней. Учителей русского языка готовят все вузы Узбекистана с языковой и педагогической специализацией во всех регионах республики. В быту использование русского языка главным образом ограничено представителями русского и других некоренных народов республики, самыми многочисленными из которых являются татары, корейцы, украинцы, азербайджанцы, армяне. Среди титульной же и родственных ей наций коммуникативное значение русского языка сравнительно велико в основном у выпускников русских школ. В целом, уровень владения коренного населения русским языком последовательно возрастает от периферии к столице, так как в этом направлении расширяется русскоязычная среда и сфера применения русского языка, а, следовательно, повышается объективная потребность во владении им. В Ташкенте нередко можно встретить узбеков, которые говорят по-русски так же хорошо, как на своём родном языке.

Для сохранения общественно-культурной роли русского языка и русской культуры в республике большой вклад вносят образовательные учреждения, ведущие деятельность на русском языке. Таковые имеются на всех уровнях образовательной системы Узбекистана, в частности, дошкольном, среднем общеобразовательном, среднем специальном и высшем. Ключевое, наиболее массовое значение имеют, безусловно, общеобразовательные школы с русским языком обучения. После развала Союза контингент и количество русских школ в республике стали довольно быстрыми темпами сокращаться, что было связано, в первую очередь, с миграционным оттоком русского населения и представителей других некоренных национальностей, основным языком для которых был русский. Кроме того, принципиальные перемены во всех сферах общественной жизни повлияли на языковые предпочтения представителей титульной и родственных ей наций, что на первых порах вызвало значительное снижение их интереса к получению образования на русском языке. Однако к середине 2000-х годов данная тенденция изменилась, что выразилось в постепенном увеличении числа школ с русским языком обучения (главным образом, за счёт открытия русских классов в школах с узбекским и другими языками обучения) и росте контингента данных образовательных учреждений. 
В настоящее время русские школы занимают второе место по численности контингента учащихся в Узбекистане, где школьное обучение ведётся на 7 языках (табл. 4). Примечательно, что при удельном весе русских в этническом составе населения в 2,3 %, учащиеся школ с русским языком обучения составляют в настоящее время 10 % всех школьников республики. Для ознакомления с деятельностью школ с русским языком обучения участники экспедиции посетили несколько школ в Ташкенте, Самарканде и Бухаре.
Православие является наиболее многочисленным конфессиональным меньшинством в Узбекистане, где более 90% населения являются мусульманами-суннитами. Первые приходы Русской православной церкви появились на территории современного Узбекистана в 1860-ые годы в Самарканде, Джизаке, Бухаре. В 1871 г. была учреждена Туркестанская епархия Московского патриархата, от которой берёт своё начало нынешняя Ташкентская и Узбекистанская епархия, являющаяся частью Среднеазиатского митрополичьего округа РПЦ. Ташкент является одновременно центром епархии и митрополичьего округа. 

В настоящее время Ташкентская и Узбекистанская епархия РПЦ подразделяется на 5 церковных округов (благочиний): Бухарский, Гулистанский, Самаркандский, Ташкентский и Ферганский, которые объединяют 35 православных приходов, а также 3 монастыря. Православные приходы имеются во всех без исключения регионах республики, но наибольшее число культовых объектов РПЦ сосредоточено в Ташкентской, Самаркандской, Сырдарьинской, Навоийской областях и городе Ташкенте. Показательно, что процессы возрождения религиозных ценностей, активно протекающие в новейший период истории Узбекистана благотворно сказались и на развитии инфраструктуры РПЦ в стране. Так, немало храмов было открыто в Узбекистане после достижения Независимости, в частности, в городах Учкудук (1993), Ахангаран (1994), Газалкент (1996), Нукус (2002), Чиназ, Красногорск (2007), Ургенч (2013) и других. В 1990 г. было открыто Ташкентское Православное духовное училище, которое в 1998 г. преобразовано в Ташкентскую духовную семинарию [10].
Участники экспедиции посетили в общей сложности 5 православных храмов в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, пообщались со служителям и прихожанами, взяли у них интервью. Произведённые исследования показали, что именно Русская православная церковь является главным объединяющим звеном для русского населения республики в деле сохранения русской традиционной культуры и национальных традиций, языка.

Деятельность же национальных культурных центров и Россотрудничества в основном проявляется в столице страны. Работа же по сохранению русской национальной культуры и культуры других российских народов в регионах осуществляется в основном на любительском уровне, главным образом, по инициативе педагогов русских школ.
Русские и русскоговорящие жители Узбекистана в основном ведут современный урбанизированный образ жизни, лишённый ярко выраженного национального облика, а компактные общины соотечественников на селе фактически прекратили своё существование. Соответственно, традиционные элементы русской культуры, учитывая в т.ч. влияние советского прошлого у русскоговорящих  жителей Узбекистана,  утрачены. Однако, благодаря деятельности энтузиастов на местах, ощущается стремление местного русскоязычного населения к духовно-нравственному возрождению национальной культуры. 

Важнейшая особенность межнациональных и межконфессиональных отношений в Узбекистане заключается в высокой степени толерантности, и это заслуживает особого внимания. 

Республика Казахстан.

Первой страной для изучения в рамках проведения второго этапа экспедиции выбран Казахстан. В Казахстане русские являются в основном потомками переселенцев XIX—XX века, в меньшей степени XVII—XVIII веков. Начиная с XVI века стали возникать первые военные поселения и крепости, основанные Русским царством, а затем и Российской империей на территории Казахского ханства. Казаки сначала строили крепость с военным гарнизоном, затем перевозились семьи, после чего рядом возникало поселение. На территории современного Казахстана существовало три казачьих войска — Уральское, Сибирское и Семиреченское. Многие казаки имели также и казахские корни, особенно по женской линии. 

Старейшее русское поселение, на территории Казахского ханства — Яицкий городок (впоследствии г. Уральск) было основано в 1520 году. Позже были основаны Гурьев (1645), Семипалатинск (1718), Усть-Каменогорск (1720), Павлодар (1720), Петропавловск (1752), Кокчетав (1824), Акмолинск (1824), Казалинск (1848), Верный (1854), Актюбинск (1868), Кустанай (1879) и другие более мелкие городские поселения [4].
Специфической особенностью Казахстана является то, что в этой республике, единственной из всех среднеазиатских, русские накануне распада СССР составляли более 40 % населения, преобладая в большинстве северных и восточных областей республики, тогда как в южных и западных областях республики преобладали казахи [1]. По данным переписи 1989 года, в Казахстане самые многочисленные русские сообщества были в таких регионах: в Восточно-Казахстанской обл. — 64,9 %, Северо-Казахстанской — 64,9 %, Карагандинской — 61,1 %, Алма-Атинской — 43,6 %, Кустанайской — 45,2 %, Павлодарской — 42,4 %, Целиноградской — 42,7 % и Кокчетавской — 38,5 % от населения региона. В целом, после распада Советского Союза в Казахстане осталось 6 млн. русских [7].
В настоящее время в этническом составе населения Казахстана удельные показатели 7 национальностей превышают 1 %: казахи, русские, узбеки, украинцы, уйгуры, татары и немцы, которые в совокупности составляют 95,6 % населения страны, согласно переписи населения 2009 года [7].

Русские остаются второй по численности национальной группой в Казахстане, на начало 2019 года, составляя 19,32 % населения страны (3 553 232 человек). При этом численность русского населения республики ощутимо снизилась в сравнении с 1999 годом, когда, по переписи населения, доля русских составляла почти 30% населения (4 480 675 человек) [7]. 
Русские проживают преимущественно в Северном, Центральном и Восточном Казахстане, в меньшей степени в Семиречье и приграничных с Оренбургской областью районах (см. рис. 2). За пределами этих регионов живут лишь в крупных городах.

Рисунок 2 показывает, что самые крупные русские диаспоры в Казахстане проживают в Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Алматинской и Акмолинской областях, а также в городе Алматы. Наименьшей численностью русского населения характеризуются Мангыстуская, Атырауская, Южно-Казахстанская и Кызылординская области.
В таблице 5 приведены статистические данные о месте русских в этнической структуре населения регионов Республики Казахстан. Краткий анализ содержания данной таблицы показывает, что максимальными удельными показателями русского населения выделяются Северо-Казахстанская (49,8 %) и Костанайская (41,6 %) области, в которых русские являются наиболее многочисленным этносом. В большинстве остальных регионов республики русские являются второй по численности национальной компонентой, при этом наиболее высоким процентом русского населения выделяются Восточно-Казахстанская (37,1 %), Карагандинская (36,5 %), Павлодарская (36,5 %), Акмолинская (33,6 %) области и город Алматы (27,5 %). Наименьшие доли русских в составе населения отмечены в Мангыстауской, Атырауской, Южно-Казахстанской и Кызылординской областях. При этом Южно-Казахстанская область является единственным регионом Казахстана, где русские занимают третье место в этническом составе населения, уступая не только титульной нации, но и узбекам, на долю которых здесь приходится 16,87 процента жителей [7].

Участниками экспедиции произведен опрос соотечественников разных профессий и возраста (47 чел.), которых объединяет одно – это любовь к русской традиционной культуре, которой они посвящают свободное время, занимаясь в самодеятельных фольклорных и танцевальных коллективах.  Из всех опрошенных 90 % респондентов помнят свои корни и хранят историю своей семьи, переезд из Казахстана в ближайшее время не планируют, но в отдаленном будущем желают покинуть страну. 

Русский язык сохранил свои позиции в экономической и общественной жизни страны, особенно это касается СМИ. Особенность русскоязычия Казахстана заключается в том, что большинство людей говорящих по-русски в современной республике, этническими русскими не являются. Чаще всего это сами казахи, порой владеющие только русским. Согласно части 2 статьи 7 Конституции Республики Казахстан, «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык».
Православие является крупнейшей после ислама конфессией Казахстана, где более 25 % жителей, согласно переписи 2009 года, являются православными. В настоящее время в Казахстане свыше 4 млн. прихожан Русской православной церкви. Однако опрошенные служители церкви отмечали заметный процесс оттока православных верующих из страны.

Православная церковь поддерживается независимым Казахстаном. О месте православия в жизни общества республики Президент Нурсултан Назарбаев высказался предельно емко: «…православие и ислам – два столпа, на которых зиждется духовность Казахстана». В настоящее время в Казахстане действуют 339 православных религиозных общин и 301 культовое сооружение [3].

Путем опроса выяснилось, как строится работа национальных культурных центров (русского, татарского, башкирского и др.) в регионах республики, которые могли бы объединить духовный потенциал соотечественников в деле сохранения традиционных культур, обогатить их нравственную жизнь. Как правило, все опрашиваемые соотечественники так или иначе связаны с культурной жизнью и активно участвуют в сохранении русских и других национальных (татарских, башкирских) традиций и культур. Этому способствует их объединение в самодеятельные творческие коллективы (казачий народный хор «Станичники», русский народный казачий коллектив «Раздолье» и другие). Некоторым из них государство предоставляет помещения для занятий (например в «Домах дружбы» городов Нур-Султан и Алматы). 
Особая роль в сохранении народной культуры отводится казачеству. Государство иногда поддерживает работу отдельных творческих казачьих народных коллективов, являющихся членами «Ассамблеи народов Казахстана». Благодаря таким организациям, как «Союз казаков Степного края» (С.Г. Дойников) в г.Нур-Султан, «Союз казаков Семиречья» (В.С. Шихотов) в г.Алматы ведется большая работа по сохранению народных обычаев, ремесел, культурных традиций путем объединения соотечественников, проведения различных мероприятий, праздников, издания собственных  газет и пособий, информационной работы в интернете.

Значительную помощь по объединению соотечественников, поддержанию их творческого стимула оказывает представительство Россотрудничества в Казахстане (К.П. Воробьев), которое активно ведёт работу в г.Нур-Султане, проводя различные мероприятия по популяризации русской культуры и российских народов, включая выездные. 
В свою очередь, в Карагандинской области работают гражданские активисты – представители Общественного фонда «Русский культурный центр «Согласие» и Православного благотворительного общества развития образования «Светоч», которые самостоятельно стараются содействовать укреплению и сохранению русской культуры и национальной культуры других российских народов, сохранению русского языка путем проведения разноплановых акций и мероприятий, таких как «Тотальный диктант», «День славянской письменности и культуры» и другие. Они также являются организаторами многих православных праздников, активно сотрудничая с РПЦ.

Почти во всех областях Казахстана работают русские театры, которые продолжают оставаться важным фактором распространения и пропаганды российской культуры в стране. В Казахстане действуют 16 русских театров, из которых:  11 – драматических, 1 – музыкальной комедии, 2 – юного зрителя, 2 – кукольных, а также 2 так называемых объединенных театра (труппа состоит из русских и казахских артистов). В репертуаре русских театров представлена в основном русская классика и пьесы современных российских драматургов, а также национальные казахские постановки. Популярность русских театров достаточно высока не только среди славянского населения, но и в среде русскоязычных и даже двуязычных казахов [4].

Кыргызская Республика (Киргизия).

Русские в Киргизии — одна из крупнейших диаспор русских за пределами России. С момента своего появления на территории Южного Семиречья в третьей четверти XIX века, русские играли важную роль во всех сферах жизни республики, особенно в поздний имперский и советский период, в первую очередь, в её северных областях. С середины XX века процент русских снижается, а с конца 1980-х быстро сокращается и абсолютная численность русского населения страны, что связано с низкой рождаемостью, высокой смертностью и высоким миграционным оттоком на фоне быстрого роста киргизского и прочего коренного населения. К моменту распада СССР на территории Киргизии проживало 917 тыс. русских, что составляло 21,5 % от всего населения республики, согласно данным переписи 1989 года [8].
В 1990-2000-ых гг. произошла массовая эмиграция русского населения, главным образом, молодого и среднего возраста. Только за 1989-1999 годы миграционный отток русских из республики составил 224278 человек. По данным на начало 2019 г., русских проживает в Киргизии 348,9 тыс. чел. (5,6 %), при этом они являются третьим по численности народом страны, после киргизов и узбеков. К русскоговорящему населению Кыргызстана также относятся такие этносы, как украинцы (11,2 тыс. чел.), немцы (8,2 тыс. чел.), корейцы (17 тыс. чел.), татары (27,2 тыс. чел.), турки (43,4 тыс. чел.), белорусы (0,85 тыс. чел.), армыне (0,8 тыс. чел.) и некоторые другие [8].

Русское население Киргизии исторически сконцентрировано на севере республики. Большинство русских при этом проживает в столице страны - городе Бишкеке (170 тыс. чел., 47,16 % всех русских республики) и в столичной, Чуйской области (142,7 тыс. чел., 39,58 % русского населения страны). Также заметна русская диаспора в Иссыккульской области, в которой проживает более 29 тыс. русских, или 8,05 % от их общей численности в Кыргызстане. В остальных регионах страны численность русского населения ныне незначительна, особенно мала она в высокогорной Нарынской области, на более чем 99 % населённой киргизами (рис. 3).

Анализ таблицы 6 показывает, что русские занимают заметное место в этнической структуре населения только в северных регионах Кыргызской Республики – городе Бишкеке (17,7 %), Чуйской (16,1 %) и Иссыккульской области (6,2 %). В этих регионах русские являются вторым по численности этносом после титульной нации. В таких регионах, как Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская и Ошская области, удельный вес русского населения незначителен.  

В рамках экспедиции произведен опрос соотечественников разных профессий (23 чел.), которые посвящают свободное время делу сохранения и передачи молодому поколению русской культуры, занимаясь в самодеятельных фольклорных и танцевальных коллективах, клубах. Значимую роль в этом играет представительство Россотрудничества в Бишкеке. Согласно данным опроса, 100 % респондентов идентифицируют себя в едином русском  цивилизационном пространстве, 90 % опрошенных помнят свои корни и хранят историю своей семьи, при большинство опрошенных переезд из Киргизии в ближайшее время не планируют.

Русский язык в стране имеет статус официального. Он получил широкое распространение на территории современной Киргизии с середины XIX века, когда киргизские земли вошли в состав Российской империи. После распада СССР в 1991 году сохранил статус языка межнационального общения. В стране сохраняется вертикаль образования на русском языке, но на местах (особенно на юге страны) обучение детей русскому языку затруднено ввиду малого количества или полного отсутствия русскоязычного населения. В своей массе родители учащихся поддерживают обучение детей на русском, что позволяет говорить о сохраняющемся престиже русского языка. Большая часть киргизов, особенно в северных регионах, а также в больших городах республики свободно говорит на русском языке.

Современные православные в Киргизии объединены в Бишкекскую и Кыргызстанскую епархию РПЦ, которая подразделяется на 6 благочиний (округов) и имеет 46 приходов, 25 храмов и 1 монастырь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия входит в состав Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви. Духовенство епархии отмечает проблему значительного уменьшения числа прихожан, в связи с продолжающейся эмиграцией русского населения Киргизии [5].

Экспедиция Пензенского областного отделения РГО «Современный этномир» в Узбекистан, Казахстан и Кыргызскую Республику убедилась в том, что в этнической  общности русского и русскоговорящего населения стран Средней Азии за последнее время произошли значительные изменения в плане численности и удельного веса в населении стран региона. Однако русский этнос является органичной частью многонационального населения среднеазиатских государств, где сильны и актуальны традиции межэтнической и межконфессиональной толерантности. Русский язык и русская культура в исследованных странах региона сохраняют своё место и значение в культурном пространстве Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана.

В настоящее время Россия стремится заново осмыслить свои подходы к соотечественникам за рубежом, отталкиваясь от реалий быстро меняющегося мира и логики развития страны как государства, приверженного демократическим ценностям и сохранению глобальной российской этнокультурной сферы. Принципиально важным стало признание того, что Россия и соотечественники, живущие за рубежом, принадлежат к одному цивилизационному пространству, хотя последние оказались на его периферии, в то время как Россия представляет собой центр русского языка, культуры и ментальности. 

Научное осмысление происходящих процессов, объективное изучение культуры, традиций российских соотечественников на постсоветском пространстве способствует сохранению этнокультурного многообразия и определяет значимость исследования, а также служит налаживанию и расширению дружеских и партнерских отношений на постсоветском пространстве.

Использованная литература:
1. Алейников А.В. Русское население Казахстана: социально-демографические трансформации (90-е г. ХХ века) // «Мир Евразии» № 2 (21) 2013 г.
2. Пантюшов И.В. Паспорта 1- и 2-этапов этнографической экспедиции «Современный этномир. Средняя Азия». – Пенза, 2018-2019.
3. Православие в Казахстане. Официальный сайт.[Электронный ресурс].-https://mitropolia.kz/  (дата обращения 05.06.2019).
4. Российские соотечественники в истории и культуре Казахстана [Электронный ресурс].-http://www.ruvek.info/?action=view&id=8387&module=articles (дата обращения 05.06.2019).
5. Сайт Бишкекской и Кыргызстанской епархии. [Электронный ресурс].- https://pravoslavie.kg/ (дата обращения 06.06.2019).
6. Сайт Комитета по статистике Республики Казахстан [Электронный ресурс]. -http://stat.gov.kz/  (дата обращения 05.06.2019).
7. Сайт Министерства народного образования Республики Узбекистан [Электронный ресурс].- http://www.uzedu.uz (дата обращения 03.07.2019).
8. Сайт Национального статистического комитета Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. http://stat.gov.kg/ru (дата обращения 10.06.2019).
9. Сайт Независимой газеты [Электронный ресурс]. - http://www.ng.ru/dipkurer/ 2016-02-01/11_asia.html (дата обращения 25.10.2018).
10. Салиев А.С., Федорко В.Н. Русская культура в Республике Узбекистан: общественно-географический анализ // Феномен культуры в российской общественной географии (экспертные мнения, аналитика, концепты):  монография. – Ростов-на-Дону: Изд-во Южного Федер. ун-та, 2014.  – С. 398-432.
11. Тожиева З., Федорко В. Динамика и география внешних миграций населения Узбекистана // Современные миграционные процессы: сoстояние и основные формы. Мат-лы межд. науч. конф. - Кишинев, 2016. – С. 65-75.
12. Федорко В.Н., Курбанов Ш.Б. Этногеографическое районирование Узбекистана // Известия Географического общества Узбекистана. Т.54. – Ташкент, 2018. – С. 42-54.