ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ И РУССКИЙ ФЛОТ НАЧАЛА XIX ВЕКА: МОРСКОЙ МИНИСТР РОССИИ ЖАН БАТИСТ ДЕ ТРАВЕРСЕ И СУДОВОЙ ВРАЧ НИКОЛАЙ ГАЛКИН

Подписка на RSS - ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ И РУССКИЙ ФЛОТ НАЧАЛА XIX ВЕКА: МОРСКОЙ МИНИСТР РОССИИ ЖАН БАТИСТ ДЕ ТРАВЕРСЕ И СУДОВОЙ ВРАЧ НИКОЛАЙ ГАЛКИН

Предположения географов о том, что где-то далеко в районе Южного полюса существует некий полумифический Южный материк, высказывались давно – практически с тех пор, как было доказано, что Земля – круглая и имеет два полюса – Северный и Южный. Знаменитый британский мореплаватель Джеймс Кук проник дальше всех в высокие южные широты в поисках Южного континента. Но даже он был вынужден признать: «Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убежден, что такая земля есть, и возможно, что мы видели часть ее. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов — все это доказывает, что земля на юге должна быть...».

«Риск, связанный с исследованием побережья в этих неизвестных и покрытых льдами моря, настолько велик, – добавлял Кук далее, – что я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решится сделать больше, чем я, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».

Так Джеймс Кук по сути закрыл Южный материк для последующих мореплавателей. Но русские моряки пошли на предсказанный им риск. И все-таки открыли для всего мира шестой континент – Антарктиду.

 

Маркиз Жан Батист де Траверсе - морской министр России

Жан-Батист Прево де Сансак, маркиз де Траверсе (1754-1831), в русской службе – Иван Иванович де Траверсе, стал главным организатором экспедиции с целью поисков Южного материка. Он служил в русском флоте при четырех царях – Екатерине II, Павле I, Александре I и Николае I. Пост морского министра России он занимал с 1811 года (фактически с 1809-го) и до весны 1828 года.

Будущий адмирал и морской министр России родился на о-ве Мартиника – французской колонии в Карибском море. В 1759 году, в возрасте 4 лет, он стал свидетелем первого вторжения англичан на Мартинику. Впрочем, окончившегося для англичан неудачей. Впоследствии маркиз де Траверсе связал свою судьбу с морем. Он служил во французском военном флоте, участвовал в морской кампании против Британии в Карибском море и в Войне за независимость Соединенных Штатов Америки (1775-1783). В те годы Франция поддержала молодое североамериканское государство своим флотом и своими добровольцами, изъявившими желание служить под знаменами генерала Джорджа Вашингтона, а позднее Людовик XV прислал на помощь «Континентальной армии» Вашингтона французский экспедиционный корпус. Екатерина II тоже благосклонно отнеслась к Декларации о независимости США, отвергнув просьбу британского короля прислать ему русские войска и казаков в качестве наемников для войны против «американских мятежников». Пришлось англичанам закупить несколько полков «пушечного мяса» у немецких князей. В немецких княжествах XVIII века существовало такое же крепостное рабство, как и в России. Из этих крепостных рабов немецкие князья формировали свои полки на продажу другим странам для участия в колониальных войнах в Америке, Ост-Индии и Африке.

В 1791 году, с позволения Людовика XVI маркиз де Траверсе перешел на русскую службу по приглашению вице-адмирала принца Нассау-Зигена, командовавшего гребной флотилией Балтийского флота. В России Траверсе стал капитаном Русского флота в ранге генерал-майора. В конце 1791 г. он сделал попытку присоединиться к войскам французских роялистов в Швейцарии, но вскоре разочаровался в них, поэтому к концу 1793 г. забрал семью и вернулся в Россию. Теперь навсегда. С 30 сентября 1793 г. он стал контр-адмиралом, с 1797 г. – вице-адмиралом, с 1801 года – адмиралом Русского флота.

В 1801 году первый консул Французской империи Наполеон Бонапарт прислал в Россию своего посланника, полковника маркиза де Коленкура. Кроме дипломатической миссии – завязать более тесные отношения с Россией, Коленкур должен был привлечь на родину всех французских эмигрантов. Встречался он и с адмиралом де Траверсе. В тот день, 23 ноября 1801 г., де Траверсе записал в своем дневнике:

«Россия ныне – мое Отечество, она сохранила меня от нищеты. Я всегда должен быть благодарен и преданный к ней и трем Государям, от которых я столь много получал милостей. В России я получил фортуну, жену, милостей и честь, довольно чтобы быть навсегда в числе ей защитников и подданных».

Впоследствии де Траверсе командовал Черноморским флотом в 1802-1809 гг., был первым губернатором города Николаев (где находилось Николаевское адмиралтейство, отвечавшее за Черноморский флот). Во время русско-турецкой войны 1806-1812 гг. де Траверсе был начальником обороны Крыма и Тамани, организатором морской экспедиции против союзных туркам черкесов и штурма Анапы (29 апреля 1807 г.). Кроме того, де Траверсе активно укреплял побережье Черного моря и составил проект застройки Севастополя, который в то время не был реализован из-за отсутствия средств после Отечественной войны 1812 г. Позднее, в 1832-1851 гг. их осуществил новый командир Черноморского флота адмирал М.П.Лазарев – участник первой русской антарктической экспедиции.

В тяжелые годы после Отечественной войны 1812 г. маркиза де Траверсе несправедливо винили во многих грехах. Например, якобы по его вине «сперва Черноморский, а затем и весь российский флот пришли в упадок». Это заявление одним из первых сделал барон В.И.Штейнгель, находясь в тюрьме за участие в восстании декабристов. Еще в 1809 году морской суд выдвинул серьезные обвинения против барона Штейнгеля, командира Иркутской морской команды в звании лейтенанта. Траверсе, пользовавшийся репутацией человека справедливого и покладистого, не терпел хищений и должностных преступлений. Но тогда морской министр выступил в защиту Штейнгеля, обвинив его лишь в дисциплинарном проступке. Однако Штейнгель не простил этого. В своем оправдательном «мемуаре» Николаю I барон пишет, что «…прекраснейшее и любезнейшее творение Петра маркиз де Траверсе уничтожил совершенно».

Этой же традиционной версии придерживалась и советская историография, не пытаясь детально разобраться в деятельности великого «русского француза», как его называли уважавшие его современники. Видимо, свою роль сыграло доверие к словам Штейнгеля как декабриста.

На самом деле, после разорительной Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 гг., бюджетные ассигнования на флотские маневры были урезаны до минимума. «Маркизова лужа – это своеобразный символ той постоянной борьбы, которую вел Траверсе все время своего министерства за сохранение боеспособности флота», – пишет его биограф Мадлен дю Шатне (урожденная де Траверсе). Так, например, в 1812 году он просил 22 миллиона рублей на содержание флота, включая проведение маневров, а получил всего 17, да и та в 1815 году сократилась до 15 миллионов. Из-за инфляции строевая древесина подорожала в два раза. Но маневры флота необходимо было проводить – хотя бы даже на малом пространстве! Де Траверсе считал, что флот не может совсем обходиться без учений: флот должен сохранять свою роль стража Финского залива и Санкт-Петербурга, – повторял он. Поэтому из-за отсутствия должного финансирования, все маневры проводились в Финском заливе близ устья Невы. Так и родилось ироничное название – «Маркизова лужа».

И все же, с 1816 года корабельные верфи адмиралтейства возобновили работу, а в 1817 году со стапелей сошли 7 новых фрегатов и два кораблей. Начиналось возрождение русского флота, организовывались новые кругосветные и полярные экспедиции.

И если бы все то, что приписывали недоброжелатели морскому министру де Траверсе, было правдой, экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева к Южному полюсу никогда бы не состоялась…

За службу России маркизу де Траверсе были пожалованы поместья в Пензенской (деревни Синдорово и Колопино – с 1797 г.) и в Воронежской губерниях. Но по долгу службы, связанной с морем, он предпочитал жить в своем имении Романщина в Лужском уезде, в 111 км от Санкт-Петербурга, а также в Островно (в 80 км от Луги). Принято считать, что де Траверсе, занятый государственными делами, не бывал в своем пензенском поместье. Однако ему, по всей видимости, довелось бывать в г.Пензе, когда в 1812 году ему как эмигранту пришлось заверять свое дворянское происхождение и свой родовой герб. Сохранился протокол заседания Пензенского губернского правления от 10 января 1812 г., в котором были заверены и происхождение, и герб. Заверили протокол лично Иван де Траверсе в качестве секретаря и Карл Данберх.

 

Подготовка экспедиции к Южному материку

В начале XIX века Россия уже заявила о себе как о великой морской державе, предприняв несколько кругосветных экспедиций. Их результаты легли в основу новой экспедиции, предпринятой в 1819-1821 гг. с конкретной целью поиска Южного материка.

В конце 1818 – начале 1819 гг. три известных русских мореплавателя – вице-адмирал Г.А.Сарычев, капитан-командор И.Ф.Крузенштерн и капитан-лейтенант О.Е.Коцебу – представили морскому министру России маркизу де Траверсе три самостоятельных проекта экспедиции к Южному полюсу.

Де Траверсе лично написал инструкции для капитанов шлюпов «Восток» и «Мирный», участвующих в экспедиции к Южному полюсу. При этом он учитывал и советы бывалых мореплавателей, и пожелания непосредственных руководителей будущей экспедиции – Беллинсгаузена и Лазарева.

Начальником экспедиции и командиром шлюпа «Восток» был назначен капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, справедливо считавшийся в то время одним из лучших морских офицеров и имевший репутацию талантливого ученого-мореплавателя. Командиром шлюпа «Мирный» стал лейтенант Михаил Петрович Лазарев, совершивший самостоятельное кругосветное плавание в 1813-1816 гг. на корабле «Суворов» «Русско-американской компании». Экипажи судов и офицерский состав подбирались строго на добровольных началах. Врачом экспедиции был назначен медико-хирург Николай Алексеевич Галкин. На шлюпе «Восток» находились, кроме того, прикомандированные к экспедиции профессор Казанского университета, астроном Иван Михайлович Симонов и академик живописи Петербургской Академии художеств Павел Николаевич Михайлов.

Согласно инструкции Морского министерства, главная цель экспедиции состояла «в открытиях в возможной близости антарктического полюса». В другой инструкции морского министерства Ф.Ф,Беллинсгаузену о научной работе ученых, отправляющихся к Южному полюсу, их целью указывалось «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытия в возможной близости Антарктического полюса». Для этого командиру предписывалось начать исследование с острова Южной Георгии и «Земли Сандвичевой» (Южные Сандвичевы острова), а затем стремиться возможно дальше пройти к югу. К Южному материку, существование которого предполагали многие мореплаватели, в том числе и Джеймс Кук, считавший его реальным, но недостижимым…

 

Экспедиция Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева и открытие Антарктиды

4 июля (16 июля по новому стилю) 1819 года корабли «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадт, недавно сошедшие со стапелей в Кронштадте и на Охте. Их сопровождали два транспортных судна, «Ладога» и «Свирь», специально построенных в Лодейном поле специально для снабжения экспедиции всем необходимым. Обогнув Европу, они через Атлантический океан направились к берегам Южной Америки. От Рио-де-Жанейро они взяли курс на юг. Войдя в декабре 1819 в антарктические воды, «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия и внесли на карту мысы и заливы, названные именами участников экспедиции. Открытые экспедицией острова и архипелаги были названы в честь Петра I, морского министра де Траверсе и др.

16 января (28 января по новому стилю) 1820 года два шлюпа – «Восток» под командованием Фаддея Беллинсгаузена и «Мирный» под командованием Михаила Лазарева достигли побережья ледового материка. Эта часть побережья была названа Земля Александра I. Кроме того, Беллинсгаузен несколько раз приставал к берегу Антарктиды, который ныне называется Земля Королевы А к востоку от Земли Александра I экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева открыла материковый берег Антарктиды, который ныне называется Земля Королевы Мод (название это появилось много позже – в 1930 г. норвежская экспедиция Я.Рисер-Ларсена дала его в честь Мод Уэльской, супруги короля Норвегии Хокона VII). Так русские мореплаватели первыми открыли Антарктиду.

Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева стала одной из самых выдающихся антарктических экспедиций в мировой истории. Она продолжалась 751 сутки, из них шлюпы находились на ходу 527 дней, причем 122 дня южнее 60-й параллели и 100 дней во льдах. В 1819-1821 гг. экспедиция под руководством капитана 2-го ранга Ф.Ф.Беллинсгаузена и лейтенанта М.П.Лазарева прошла под парусами более 49 тысяч миль (90 тысяч километров, что в два с четвертью раза превышает длину экватора), открыла материк Антарктиду и 29 островов в Атлантическом и Тихом океанах. При этом экспедиция Беллинсгаузена – Лазарева шесть раз пересекала Южный полярный круг, четыре раза почти доходила до 70° южной широты, три раза – до 67°, и один раз до 65° градуса южной широты. До нее это не удавалось никому. Помимо географических открытий, экспедиция осуществила серию интереснейших астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений, собрала ценную коллекцию рисунков и образцов фауны Южного материка. Этим открытием русские моряки внесли величайший вклад в мировую науку, вписав новую замечательную страницу в книгу русской морской славы. 24 июля (5 августа но новому стилю) 1821 года «Восток» и «Мирный» вернулись в Кронштадт.

Научные результаты антарктической экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева были высоко оценены в научных кругах России. Ученые – участники экспедиции, предприняли первую попытку классификации льдов, сделали их точное описание, отметив их различия, указали, где и при каких условиях они встречались им, уделяя при этом особое внимание их происхождению. Тем самым были заложены основы зало гляциологии. Кроме того, русские ученые провели большую работу по определению магнитных склонений компаса на основе собственных наблюдений. В таблице, отправленной капитаном экспедиции известному математику и физику Карлу Гауссу, указаны двести три наблюдения. В ходе экспедиции наиболее правильно определено положение Южного магнитного полюса. К тому же, экспедиция привезла ценные этнографические, ботанические и зоологические коллекции.

 

Медико-хирург Николай Галкин из Пензенской губернии

Немаловажную роль в морских экспедициях того времени, тем более – в полярных широтах, играли судовые врачи. Их роль подчеркивали многие – от англичанина Джеймса Кука до русского немца Отто Коцебу и других русских мореплавателей.

В экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева принимали участие два врача и два фельдшера. На шлюпе «Восток» врачом был штаб-лекарь Яков Иванович Берг (Берх), выпускник Медико-хирургической академии 1799 г. На Шлюпе «Мирный» – медико-хирург, штаб-лекарь Николай Алексеевич Галкин, тоже выпускник Медико-хирургической академии 1814 г. При них находились два фельдшера 1-го класса, Иван Степанов и Василий Пономарев (на каждом из двух кораблей, соответственно).

Судовые врачи всегда играли первостепенную роль в сохранении здоровья экипажа. Без их знаний и усердия могла потерпеть крах любая дальняя морская экспедиция. Цинга – главный бич моряков XVIII и XIX столетий. Плюс – сырость и холод высоких заполярных широт, возможность обморожений.

Значительная часть питательного продовольствия с противоцинготными свойствами для холодного климата была запасена еще в России по инструкциям морского министра де Траверсе, которые были составлены им после консультаций с И.Ф.Крузенштерном, О.Е.Коцебу и другими опытными русскими мореплавателями, с учетом пожеланий руководителей будущей антарктической экспедиции, Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. Де Траверсе также распорядился по просьбе Лазарева оборудовать на кораблях печи для производства свежего хлеба в качестве замены сухарей (какие обычно служили питанием в кругосветных плаваниях, но часто портились от сырости). По словам профессора Казанского университета, участника экспедиции астронома И.М.Симонова, «…ревностное старание отличных медиков подымало больных с одра немощи. Будучи 2 раза более 120 дней в местах самых вредных для здоровья, мы из 200 человек потеряли только 3 матросов…».

О медико-хирурге Галкине, к сожалению, пока известно немногое. Николай Алексеевич Галкин (1793 – после 1840) родился в Пензенской губернии. В 1814 году (по другим данным – в 1818 г.) он окончил Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге (ныне – Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова), получив аттестат штаб-лекаря. До июня 1819 года Галкин работал в Кронштадтском военном госпитале. Там его и нашел лейтенант М.П.Лазарев, которому было вверено командование шлюпом «Мирный», и пригласил для участия в экспедиции 1819-1821 гг. в качестве судового врача.

Кроме своей основной работы судового врача, Галкин добровольно выполнял обязанности ученого-натуралиста, делал чучела полярных пернатых, вел наблюдения за антарктической фауной. Именем Николая Галкина Лазарев назвал один из открытых островов. (Это название, как и многие другие русские имена на картах, не сохранилось – они были беззастенчиво переименованы английскими, французскими и другими мореплавателями, как будто заново «переоткрывшими» эти острова) Кроме того, в 1953 году именем Галкина назван остров в заливе Лена у берегов Земли Эндерби (67°33´ южной широты, 47°40´восточной долготы). «За неутомимые труды и успехи в пользовании больных во время похода» судовой врач Н.А.Галкин был избран членом-корреспондентом Медико-хирургической академии. За заслуги перед Отечеством Галкин был награжден орденами Св.Владимира 4-й степени (этот орден давал право на дворянство), Св.Станислава 3-й степени, Св.Анны 2-й степени.

После участия в антарктической экспедиции Николай Галкин работал в Казанской врачебной управе. В декабре 1823 года Галкин был приглашен в Пензу и с 1 февраля 1824 до октября 1827 гг. работал одновременно директором 1-й пензенской гимназии и директором народных училищ Пензенской губернии. Сегодня в музее гимназии №1 есть экспозиция, посвященная Н.А.Галкину и другим русским полярникам.

 

Значение открытия Антарктиды

Первая русская экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева к берегам Антарктиды показала зарубежным исследователям, что Южного материка можно достичь (вопреки словам Джеймса Кука!), и что, его исследование – не невозможно. К берегам Антарктиды направились экспедиции из Англии, Франции и других стран. Несмотря на ревность Британии к русским открытиям, руководитель английской экспедиции, известный полярный исследователь Джеймс Росс позднее писал: «Открытие наиболее южного из известных материков было доблестно завоевано бесстрашным Беллинсгаузеном, и это завоевание на период более 20 лет оставалось за русскими». А английский доктор Роберт Милл, один из самых авторитетных историков изучения Антарктиды, заявил в своем «Наступлении на Южный полюс», что экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева по своим результатам сравнима с экспедициями Джеймса Кука.

Британия не спешила признать первенство России в открытии и исследовании Южного материка. Заслуги русских мореплавателей игнорировались, однако англичане ревниво следили за русскими полярными исследованиями и собирали все сведения о них. Франция, все еще остававшаяся колониальной державой с сильным флотом, следовала примеру англичан. Так, знаменитый историк географических открытий (более известный как автор приключенческих романов) Жюль Верн пишет об экспедиции Беллинсгаузена: «Только 40 миль отделяло его от обширной земли, которую 12 лет спустя открыл какой-то китобой, обнаруживший на этот раз свободное ото льда море!». (Так было написано в 1837 году в «Бюллетене» Французского Географического общества). На самом деле, норвежские моряки смогли вторично пробиться к этому побережью не через 12, а через 75 лет. Это было норвежское промысловое судно «Антарктик», достигшее берегов Антарктиды в 1895 году. 24 января 1895 г. впервые после русских моряков на землю Антарктиды ступили капитан корабля Кристенсен и его пассажир, преподаватель естественных наук Карлстен Борхгрёвинк. Более 100 лет Южный материк был недоступен для человечества. И честь открытия Антарктиды в 1820 году принадлежит русским мореплавателям.

 

Деятельность Жана Батиста (Ивана Ивановича) де Траверсе на посту морского министра: поиски Северного пути через Арктику, пароходы и политика…

Россия начала XIX века активно снаряжала кругосветные экспедиции. Морской министр де Траверсе, опираясь на поддержку своих соратников, в особенности – адмирала И.Ф.Крузенштерна, снарядил четыре кругосветных экспедиции: Отто Коцебу (в 1815-1818 гг. на бриге «Рюрик» и в 1823-1826 гг. на военном шлюпе «Предприятие»), Василия Головнина (на шлюпе «Камчатка» в 1817-1819 гг.), и экспедицию Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819-1821 гг.) к Южному полюсу.

Еще в феврале 1819 года де Траверсе представил царю два проекта полярных экспедиций, составленных капитаном И.Ф.Крузенштерном и директором гидрографической службы Адмиралтейства вице-адмиралом Г.А.Сарычевым. В задачи первой экспедиции, или «первой дивизии», под руководством Ф.Ф,Беллингсгаузена и М.П.Лазарева входило «исследовать те части Антарктического моря, где еще не бывали мореплаватели, изыскать в обследованных уже районах неизвестные острова, обнаруживать удобные места для стоянок и ремонта судов. Следуя избранному меридиану, приблизиться, сколь возможно, к полюсу».

«Вторая дивизия» (фактически – вторая экспедиция, совершенно независимая от первой) во главе с капитаном М.Н.Васильевым и Г.С.Шишмаревым в 1819-1822 гг. должна была, используя опыт путешествия Отто Коцебу на бриге «Рюрик», «обследовать берега и море к северу от Берингова пролива в целях обнаружения неизвестных земель». «Зимовку устраивать, пройдя Берингов пролив. Если капитан Васильев сочтет зимовку в тех местах невозможной, ему надлежит обследовать американский берег». Фактически, целью экспедиции Васильев аи Шишмарева был поиск Северного пути через Берингов пролив в Русскую Америку и Тихий океан. Кроме того, де Траверсе организовал арктические экспедиции Фердинанда Врангеля (1820-1824), Петра Анжу (1820), Федора Литке (1826-1829 гг.), по исследованию Арктики и берегов Новой Земли.

Однако после смерти Александра I в 1825 году властям стало не до того – многое ушло на второй план на фоне новых событий, стремительно сменявших друг друга: восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году, Русско-персидская война 1826-1828 гг., и последовавшая вслед за ней Русско-турецкая война 1828-1829 гг., боевые действия на Кавказе... Война – это всегда расходы.

Снаряжая кругосветные и полярные экспедиции, де Траверсе лично вникал во все технические вопросы – вплоть до использования древесины для мачт, обшивки судов, поставки продуктов питания, выбора поставщиков сухарей и прочего продовольствия. При этом он всегда выслушивал и учитывал в своих инструкциях советы бывалых мореплавателей, уже совершивших кругосветные плавания, таких как Г.А.Сарычев, И.Ф.Крузенштерн, О.Е.Коцебу, В.М.Головнин, Ф.П.Литке и многие другие.

На посту морского министра де Траверсе стал инициатором строительства первых военных пароходов для Русского флота. Еще во время войны, 2 ноября 1812 г., Траверсе подписал приказ, разрешающий использовать в качестве пассажирских и транспортных суда, построенные на основе изобретения Роберта Фултона. Первым таким судном был прогулочный пароход «Елизавета». Но вслед за ним появились и первые военные пароходофрегаты и военно-транспортные пароходы. Россия вступила в эпоху паровых двигателей. (Пароходофрегатами в то время называли военные суда, оснащенные и паровым двигателем, и полным такелажем; пароходы же не имели мачтовой оснастки и использовались в качестве транспорта).

В феврале 1816 г. Траверсе приказал приступить к постройке «Скорого», первой военной канонерки с паровым двигателем по образцу фултоновского. Его механические части были изготовлены на Ижорском заводе Адмиралтейства. Канонерка сошла со стапелей в октябре 1818 г. и прослужила до 1839 г. Мощность ее двигателя равнялась 30 лошадиным силам, длина судна была 28 м 80 см, ширина — 6 м 56 см. «Скорый» вполне можно считать первым боевым пароходом не только в России, но и в Европе (так как несколько больший по размерам британский «Комет» заложили лишь тремя годами позже).

На Черном море первый пароход «Везувий» был спущен на воду 24 мая 1820 г. в присутствии государя императора, совершавшего свою первую поездку по портам Новороссии. Горячими сторонниками боевых пароходов и паровых двигателей стали контр-адмирал В.М.Головнин и командир Черноморского флота адмирал А.С.Грейг – потомок шотландского морского офицера, перешедшего на русскую службу.

Благодаря де Траверсе были введены в строй паровые землечерпалки, чтобы улучшить состояние портов Финского залива, а затем и Черноморских портов. С помощью паровых механических землечерпалок стало возможным углублять русла рек, занесенные песком и илом, и тем самым не прибегать к весьма дорогостоящей операции — проводке судов от дока к морю на камелях. Впервые такой усовершенствованной землечерпалкой был снабжен Кронштадтский порт».

Из Николаева такую же паровую землечерпалку просил вице-адмирал Грейг, командир Черноморского флота. Кроме того, по приказу Грейга на Николаевской верфи 29 марта 1823 г был заложен еще один боевой паровой корабль «Метеор», который в 1825 году он вошел в состав Черноморского флота. Строительством руководил один из лучших корабелов Илья Степанович Разумнов, прежде работавший на верфях Петербурга, Англии и Голландии. Впоследствии «Метеор» принял участие в Русско-турецкой войне 1828-1829 гг., в том числе в штурме Анапы, и благодаря своей небольшой осадке оказался незаменим для крупной десантной операции (в отличие от парусных судов). В том же году «Метеор» участвовал в штурме турецких крепостей в Болгарии, в том числе крепости Варна. Капитуляция Варны произошла в октябре 1828 года.

На русской службе маркиз Иван Иванович де Траверсе приобрел множество соратников и друзей среди русских флотоводцев, путешественников-первооткрывателей, ученых, генералов. Его дом на Английской набережной посещали И.Ф.Крузенштерн, О.Е.Коцебу, Ф.П.Литке, братья Лазаревы, Ф.Ф.Беллинсгаузен. Особенно дружеские отношения у него сложились с адмиралами Василием Головниным и Павлом Чичаговым, а также с фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Кутузовым и с его родственником, картографом, переводчиком и генерал-лейтенантом флота Логгином Голенищевым-Кутузовым.

Как иностранцу, де Траверсе приходилось встречаться и с недоверием, особенно после начала Отечественной войны 1812 года. К тому же, всю свою жизнь до самой смерти он плохо владел русским языком и поэтому свои приказы чаще писал на французском (благо, русское офицерство, происходившее преимущественно из дворян, изучало французский язык с детства и порою знало его лучше русского). С недоверием столкнулись многие иностранцы на русской службе – даже шотландец, фельдмаршал Михаил Барклай де Толли. «Инородца» стремились обвинить во всех бедах страны. «Эти люди считали, как выразился Достоевский в «Бесах», – пишет Мадлен дю Траверсе, – что «не православный не может быть русским».

 

Эриванская эпопея А.С.Меншикова и британская разведка

Вину за развал Русского военно-морского флота следовало бы по справедливости возложить совсем на другого человека – Александра Сергеевича Меншикова (1787-1869), представителя проанглийской партии при царском дворе, будущего морского министра России в 1836-1855 гг.

В 1826 году – буквально накануне Русско-персидской войны 1826-1828 гг. – А.С.Меншиков был назначен русским послом в Персии. А как раз в это время британский полномочный министр (посол) в Персии Макдональд требовал от шаха Фатх Али Хана и принца Аббаса-Мирзы войны с Россией, угрожая в случае отказа лишить их субсидии почти в миллион фунтов стерлингов, которую им выплачивала британская Ост-Индская компания. Тем временем А.С.Меншиков, назначенный послом в Персию, в конце апреля 1826 года как раз въехал в ее владения. Но переговоры в персидском Тавризе (Тебризе) оказались безуспешными. А на обратном пути из Табриза Меншиков, проезжая Эривань (Ереван), был взят в заложники сардаром Эриванским. В заключении он провел пять недель, подвергаясь постоянным угрозам. Меншиков пытался слать письма с жалобами и Персидскому шаху, и принцу Аббасу-Мирзе, и первому министру и зятю шаха Аллаяр-Хану. В конце концов, он обратился с просьбой о помощи к английской миссии при шахском дворе. Посол Макдональд немедленно оказал давление на шаха и послал одного из членов английской миссии в Эривань, чтобы передать Эриванскому сардару шахскую (и его, Макдональда) волю – немедленно освободить русского посла Меншикова. Приказание Макдональда дошло раньше его посланника: сардар сразу же отпустил Меншикова, получив известие о воле шаха и британцев от премьер-министра Аллаяр-Хана. К возвращению Меншикова в российские пределы, Русско-персидская война уже шла полным ходом.

Русский историк генерал-майор Василий Потто, рассказавший эту историю в 3-м томе своего фундаментального труда «Кавказская война», не обвиняет напрямую А.С.Меншикова в государственной измене: все-таки, представитель влиятельного дворянского рода. Репутацию Меншикова историки решили пощадить – даже несмотря на его роковую роль в Крымской войне 1853-1856 гг. Однако события в Эривани 1826 года иначе как умелой вербовкой «агента влияния» при царском дворе назвать нельзя. История британской дипломатии (она же играла и роль разведки) полна таких примеров.

 

Наследие маркиза де Траверсе

В это время Жан Батист де Траверсе постоянно проживал в своем поместье в Романщине. Его здоровье резко пошатнулось – стенокардия, и в начале 1828 года он был вынужден подать в отставку. Отрадой последних лет де Траверсе оставались его дети (трое сыновей и двое дочерей), внуки, а также флотские друзья, продолжавшие его дело. Два его сына – Александр Иванович (Жан Франсуа, старший, 1791-1850) и Александр Иванович (младший, 1796-1866 продолжали служить России. Александр-старший в 1830-е гг. служил в Казанском адмиралтействе, а впоследствии стал вице-адмиралом Русского флота. Александр-младший участвовал в Наваринской битве 8(20) октября 1827 г. и впоследствии стал генерал-майором. Младший из трех сыновей – Федор де Траверсе (1803 - ?) в 1830-е годы служил секретарем в канцелярии Морского министерства.

Жан Батист де Траверсе умер в 1831 году в своем имении в Романщине.

Новым морским министром в 1828-1836 гг. стал адмирал Антон Васильевич Моллер (Беренд Отто фон Мёллер) (1764-1848) из прибалтийских немцев. При нем в ведение морского министерства переданы корабельные леса, преобразован морской кадетский корпус, при котором с 1829 года учреждены офицерские классы, корпус флотских штурманов, учебный морской рабочий экипаж, готовивший корабельных инженеров. Но честный старый служака Моллер не уделил должного внимания развитию парового флота.

Между тем, по возвращении в Россию из своего «эриванского плена», А.С.Меншиков в 1827 году представил Николаю I проект преобразования флота и был сразу же включен в состав Комитета по образованию флота, тогда же вместо звания генерал-майора получил звание контр-адмирала. Проект предполагал преобразование Морского министерства по образцу Военного. Меншиков сделал основной упор на парадах и смотрах, а паровой флот (как и железные дороги, необходимые для быстрой транспортировки войск и грузов) сильно считал ненужными и препятствовал их развитию. Введение военной организации во флоте не могло не понравиться Николаю I, любителю «палочной дисциплины», парадов и смотров. В марте 1828 года еще сравнительно молодой и энергичный Меншиков занял должность начальника Морского Штаба (с 1831 года - Главный морской штаб) и в том же году произведен в вице-адмиралы. А в 1836 году он был назначен морским министром России (1836-1855). Своей деятельностью Меншиков затормозил развитие парового флота в России, начатое маркизом де Траверсе, и свернул многие из его начинаний. В результате уровень оснащения Русского флота к началу Крымской войны 1853-1856 гг. был значительно ниже, чем в других европейских державах.

Продолжателями дела Ивана Ивановича де Траверсе по созданию модернизации флота и внедрению пароходофрегатов и пароходов на Черном море стали адмирал Алексей Самуилович Грейг (командир Черноморского флота в 1816-1833 гг. и военный губернатор Николаева и Севастополя), а затем – один из первооткрывателей Антарктиды вице-адмирал М.П.Лазарев (командир Черноморского флота в 1833-1851 гг.). Они оба возобновили все начинания де Траверсе на Черном море, несмотря на неприязненное отношение морского министра Меншикова к паровому флоту.

Когда Лазарев в 1832 г. прибыл в Севастополь (сначала – как начальник штаба флота), отважный флотоводец адмирал Грейг пребывал в глубокой депрессии. Морское министерство не выделяло вообще никаких денег на содержание порта, корабли не выходили в море на учения вот уже три года! Скоро Лазарев понял, что причиной разочарования Грейга была бесполезность всех его попыток достучаться до возглавляемого Меншиковым Морского министерства.

В следующем году адмирал Лазарев был назначен командиром Черноморского флота и портов. И сразу взялся за дело. Он начал закупать пароходофрегаты и пароходы («стимботы») для Черноморского флота в Англии. В результате, при Лазареве Черноморский флот имел в своем составе более 40 парусных судов, 6 пароходофрегатов и 28 пароходов. Штаты боевых кораблей Черноморского флота были укомплектованы полностью и оснащены артиллерией более высокого качества. На Черном море был построен первый железный пароход, а также начата подготовка кадров для службы на паровых судах.

Однако после 1842 года Англия стала производить пароходофрегаты и пароходы винтового типа, поняв их преимущество перед колесными. Ходовая часть винтовых пароходов была менее уязвима для вражеских снарядов, а скорость и маневренность – значительно выше. Вскоре начали производиться и цельнометаллические корабли. Те же пароходофрегаты и пароходы, которые стояли на вооружении Русского флота, за редким исключением, были колесного типа.

Но у Николая I было свое мнение по этому поводу. Он не любил винтовые пароходы, предпочитая им устаревшие колесные. «Вот это, я понимаю, махины, – заявил как-то Николай I первому командиру колесного пароходофрегата «Владимир» капитан-лейтенанту Н.А.Аркасу… – Знаешь, я против гребных винтов. Какие-то маленькие, юркие, скрытные, не видно, как и работают. Что бы там не говорили, не верю я в них».

В феврале 1850 года Лазарев начал строительство пароходного завода в Николаеве. Благодаря этому Черноморский флот смог бы обеспечить все свои потребности, без импортных устаревших пароходов. В этом деле ему способствовал генерал-губернатор Николаева и будущий наместник Кавказа князь М.С.Воронцов. Незадолго до того, 30 января 1850 г. вступили в строй севастопольские сухие доки. Фактически Лазарев сделал все, чтобы продолжить дело, начатое маркизом де Траверсе и прерванное Меншиковым. К тому же, командира Черноморским флотом окружали умнейшие офицеры флота – В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин, Г.И.Бутаков и другие. Впоследствии эти воспитанники Лазарева защищали Севастополь. Но здоровье Лазарева расстроилось, и 15 февраля 1851 года он взял отпуск для лечения за границей. Он умер 11 апреля того же года в Вене.

Участник Наваринской битвы и ученик М.П.Лазарева Александр Иванович де Траверсе-младший (1796-1866) вполне мог бы быть среди своих сослуживцев и защитников Севастополя. Но его судьба сложилась иначе. 6 декабря 1837 г. он был произведен в капитаны 1-го ранга; 6 декабря 1842 г. назначен членом Общего присутствия кораблестроительного департамента морского министерства. Но 10 ноября 1843 неожиданно уволен от службы в чине генерал-майора. По словам его дочери, баронессы Марии Паткуль, Александр де Траверсе-младший лишился звания флигель-адъютанта из-за мстительности морского министра князя А.С.Меншикова. Как раз тогда Меншиков получил от императора выговор по результатам расследования, проведенного де Траверсе по линии военного министерства. По словам его дочери, Траверсе-младший «сильно заболел и долго оправиться не мог, немилость государя, которому он всей душой был предан, сильно подействовала на здоровье отца и даром ему не прошла».

Началась Крымская война 1853-1856 гг. К ее началу, колесные деревянные пароходы уже морально и технически устарели. Командующий русскими войсками в Крыму князь А.С.Меншиков успешно проиграл сражение при Альме, разместив всю русскую артиллерию в центре и ближе к правому флангу, тогда как англо-французские войска атаковали слабо защищенный левый фланг. Меншиков проиграл и сражение при Инкермане, не препятствовал высадке англо-франко-турецких войск в Балаклавской бухте (хотя здесь интервентов можно было легко блокировать и с моря, и с суши), не принял мер к укреплению подступов к Севастополю, а впоследствии – к снятию его блокады. 15 (27) февраля 1855 г. он был наконец отправлен в отставку.

«Русский француз» Жан Батист (Иван Иванович) де Траверсе оказался на деле бóльшим патриотом России, чем некоторые российские царедворцы. Вместе со своими единомышленниками – Крузенштерном, Головниным, Чичаговым, Беллинсгаузеном, Лазаревым, Коцебу, Литке, Врангелем, Анжу, Грейгом и другими – они оставили после себя целую плеяду талантливых офицеров Русского флота. Де Траверсе много сделал для открытия Антарктиды, для поисков Северного пути в Тихий океан и Русскую Америку, не говоря уже об организации других кругосветных и полярных экспедиций и о развитии русского флота в целом. И сыновья де Траверсе оказались достойны своего отца.

Русские моряки вернулись в Антарктиду лишь 136 лет спустя, 5 января 1956 года, когда дизель-электроход «Обь», принадлежащий Академии наук СССР, причалил к берегам Антарктиды и Комплексная антарктическая экспедиция в составе опытных советских ученых и полярников приступила к исследованию Южного материка…


Библиография:

  1. Верн Ж. История великих путешествий. Книга третья: Путешествия XIX века / Пер. с франц. Е.Лопыревой и Т. и В.Ровинских. М.: Терра, 1993. 496 с., илл.
  2. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф.196. Оп.2. Д.3086 (Дело маркиза Ивана Ивановича де Траверсе); Ф.81. Оп.1. Д.4 (Дело о назначении Галкина директором народных училищ Пензенской губернии); Ф.58. Оп.1. Д.4 (Ведомости о приходе, расходе, остатке денежных средств за 1825 год).
  3. Краснов В.Г., Дайнес В.О. Русский военно-исторический словарь. М.: ОЛМА-пресс, 2001. 656 с.
  4. Кук Дж. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света. Государственное издательство географической литературы, Москва, 1948.
  5. ЦГАВМФ. Личный фонд И.И.Траверсе. Дело 114. Листы 6-21.
  6. Беллинсгаузен Ф.Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов / Второе издание с сокращениями и изменениями. Москва: Государственное издательство географической литературы, 1949.
  7. Горбачев С.П. Лазарев, Корнилов, Нахимов, Истомин: возвращение русских адмиралов // Флот. XXI век. 2012.
  8. Лазарев М.П. Три кругосветных путешествия. М.: Эксмо, 2013. 480 с., ил.
  9. Отечественная история с древнейших времён до 1917 года. М.: Издательство «Большая российская энциклопедия», 2000. Т.3.
  10. Пантюшов И. Эпоха великих географических открытий // Русское географическое общество. URL: https://www.rgo.ru/ru/penzenskoe-oblastnoe-otdelenie/ob-otdelenii/publikacii/epoha-velikih-geograficheskih-otkrytiy-v.
  11. Паткуль М.А. Воспоминания // Исторический вестник. Т. LXXXVII. СПб: Типография А.С.Суворина, 1902.
  12. Первый русский военный пароход. // История РФ. Главный исторический портал страны. 21.04.19. URL: https://histrf.ru/read/articles/piervyi-russkii-voiennyi-parokhod.
  13. Потто В.А. Кавказская война: в 5 томах. Том 3: Персидская война. 1826-1828. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 527 с.
  14. Пресс-служба Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова. 26.11.2020. URL: https://www.vmeda.org/v-fundamentalnoj-biblioteke-voenno-mediczinskoj-akademii-otkrylas-vystavka-literatury-posvyashhennaya-200-letiyu-osvoeniya-antarktidy/.
  15. Прочко И.С. История русской артиллерии. С древнейших времен и до конца XIX века. СПБ.: Полигон, 1994. 496 с.
  16. Свет Я.М. Джемс Кук. М.: Мысль, 1979. 110 с., илл.
  17. Сузюмов А. К 200-летию открытия Антарктиды русскими моряками // Русское географическое общество. 11.01.2020. URL: https://www.rgo.ru/en/taxonomy/term/6473.
  18. Сычев В.И. «Маркизова лужа». Легенды и правда о российском морском министре де Траверсе. М.: Премиум-пресс, 2014. 292 с.
  19. Сычев В.И. Хроники открытия Антарктиды // Русское географическое общество. 4 сентября 2014. URL: https://www.rgo.ru/ru/article/hroniki-otkrytiya-antarktidy.
  20. Сычев В.И. По следам морского министра России маркиза де Траверсе // Русское географическое общество. 19 мая 2016. URL: https://www.rgo.ru/ru/event/po-sledam-morskogo-ministra-rossii-markiza-de-traverse.
  21. Трофимова Е. Вклад пензенцев в исследование Антарктиды. Буклет. МБОУ Классическая гимназия №1 им.В.Г.Белинского. Пенза, 2021.
  22. Трофимова Е. Вклад пензенцев в исследование Антарктиды. Презентация. МБОУ Классическая гимназия №1 им.В.Г.Белинского. Пенза, 2021.
  23. Чикалова Е. (сост.). Под покровительством великих флотоводцев: к 200-летию со дня основания Севастопольской Морской офицерской библиотеки им. адмирала М.П.Лазарева: библиографический список. Севастополь: Центральная городская библиотека им.Л.Н.Толстого, 2022. 19 с.
  24. Шатне, Мадлен Дю. Жан Батист де Траверсе, министр флота российского / Авториз пер. с фр. М.Л.Андреева. М.: Наука, 2003. 412 c., илл.
  25. Stewart J. Antarctic. An Encyclopedia. New York, McFarland & Company Inc,. 2011. 1776 pp.