Герой Советского Союза Константин Сергеевич Бадигин
Среди плеяды знаменитых пензенских полярных исследователей одно из видных мест занимает Константин Сергеевич Бадигин – капитан дальнего плавания, Герой Советского Союза (1940), ветеран Великой Отечественной войны, кандидат географических наук (1953), автор множества научных и историко-художественных книг, которые переиздаются и по сей день, член Союза писателей СССР, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и «Знак почета». И этот список заслуг можно продолжать долго…
Константин Сергеевич Бадигин родился 29 ноября 1910 года в Пензе, в семье служащих. В 1926 году окончил 9 классов, два года работал штукатуром в Москве, а затем такелажником на фабрике «Красный водник» в Ленинграде.
В июле 1929 года он переехал во Владивосток и плавал на судах торгового флота на Дальнем Востоке – матросом на пароходе «Индигирка», рулевым на пароходе «Симферополь», помощником штурмана ледокола «Малыгин». Там же Бадигин экстерном окончил Владивостокское мореходное училище и в 1932 году получил диплом штурмана.
Осенью 1933 года Константин Бадигин переехал в Архангельск. С ноября 1933 года работал матросом на лесовозе, затем 3-м помощником капитана парохода «Юшару». По комсомольской путевке попал в Арктику и в 1935-1936 гг. ходил штурманом (позже – 3-м помощником) на ледоколе «Красин», капитаном его был капитан Михаил Прокопьевич Белоусов. В 1937-1938 гг. Бадигин служил 2-м штурманом на ледокольном пароходе «Садко». Так Константин Бадигин познакомился с Арктикой, и она стала главной любовью его жизни.
Легендарный дрейф «Георгия Седова»
23 октября 1937 года «Садко», вместе с ледокольным пароходом «Георгий Седов» и ледоколом «Малыгин» в результате трагического стечения обстоятельств оказался затёрт дрейфующими льдами в море Лаптевых. Они попытались объединившись пробиться сквозь замерзающее море, но им это не удалось, и все три корабля начали свой арктический дрейф, который для «Георгия Седова продолжался 812 дней. Вначале корабли дрейфовали прямо на север, приблизительно до 133° восточной долготы. Через месяц, когда «Седов» был около 78-й параллели, он повернул на восток и ко 2 марта 1938 года оказался на 78°25 северной широты и 153°26 восточной долготы. Эта точка была самой восточной для «Седова». С этого времени «Седов» медленно дрейфовал на запад, направляясь в то же время к северу.
18 марта 1938 года К.С.Бадигин был переведен капитаном на ледокольный пароход «Георгий Седов». Он стал капитаном «Седова» в тяжелейших условиях, приняв на себя ответственность за экипаж, за судно и за продолжение научно-исследовательской работы.
3 апреля 1938 г. для спасения экипажей из Тикси вылетело звено самолетов «Н-170», «Н-171», «Н-172» под командованием известного полярного летчика, Героя Советского Союза А.Д.Алексеева; два других пилота – Г.К.Орлов и П.Г.Головин – те же, что в 1937 году спасали папанинскую четверку. Совершив посадку на лед, они вывезли всего 22 человека. 18 апреля Алексеев и Головин эвакуировали еще 83 членов экипажей. 26 апреля, в ходе последнего рейса, летчики вывезли еще 79 человек. В результате на трех кораблях осталось всего по 11 добровольцев.
24 июня водолаз Николаев (с парохода «Садко») произвел осмотр и выяснил, что руль «Георгия Седова» сильно поврежден одним из сжатий льда: «…перо руля ниже 230 сантиметров от балера согнуто нижней частью вправо, под углом около 45°…». Это означало, что судно не могло самостоятельно управляться.
На помощь кораблям была послан ледокол «Ермак», капитан, М.Я.Сорокин. Экспедицией командовал заместитель начальника Главного управления Северного морского пути (сокр. Главсевморпути, ГУСМП) М.И.Шевелёв. 28 августа 1938 г. «Ермак» появился в виду каравана, тем самым поставив мировой рекорд свободного высокоширотного плавания. Он предпринял несколько попыток отбуксировать «Седов», но они закончились неудачей. К тому же «Ермак» во время ледовой разведки потерял винт. Появилась угроза, что все четыре судна могут застрять во льдах. Поэтому было принято решение оставить «Седов» дрейфовать. 30 августа «Ермак» вместе с «Малыгиным» и «Садко» ушли.
13 сентября того же года в Главсевморпути было принято решение повторить попытку спасения «Георгия Седова». Навстречу ему был направлен новый мощный ледокол «Иосиф Сталин», а 17 сентября к нему присоединился ледокол «Федор Литке». 23 сентября они приблизились к «Седову» на 60 миль. Но из-за тяжелой ледовой обстановки (крупнобитый лед 7 баллов, туман) были вынуждены остановиться, и на следующий день их отозвали обратно.
Так «Георгий Седов» остался один среди льдов на вторую зимовку. Кроме капитана Константина Бадигина, экипаж «Седова» составили 14 добровольцев. Корабль фактически вмерз в лёд, котлы погасли, обогрев осуществлялся самодельными коптилками. Так седовцы пережили вторую зимовку, а потом и третью. Для седовцев этот дрейф во льдах Северного Ледовитого океана составил в общей сложности 812 дней (с 23 октября 1937 по 13 января 1940 г.) и закончился в Гренландском море.
В довершение всех бед, в ночь с 26 на 27 сентября в результате подвижек льда корабль получил крен 18° на правый борт, в результате чего под водой оказалось сливное отверстие холодильника. Вода хлынула через это отверстие внутрь судна, и, несмотря на все принятые меры, к полуночи крен достиг 30°. Только самоотверженная работа механиков спасла корабль от гибели.
«Вскоре после того как мы расстались с «Ермаком», 28 сентября, – рассказал позднее капитан Бадигин, – произошло единоборство между 15 полярниками и ледяной стихией. В машинное отделение хлынула вода. Положение стало настолько опасным, что мы уже готовились расстаться с судном и перейти на лед, но в решительный момент, когда, казалось бы, ничто не может спасти корабль, двое отважных седовцев – механик Токарев и машинист Шарыпов – начали героическую аварийную работу в затопленном ледяной водой машинном отделении. Отверстие, пропускавшее воду, было заделано паклей. Непосредственная угроза миновала, но новые неожиданности подстерегали судно. Вот тогда-то – на случай очередного сжатия льдов – мы организовали аварийные базы. Одна из них была создана на льду, другая – на палубе».
17 февраля 1939 года одинокий «Седов» оказался на 85°56 7″ северной широты и 120° 13 восточной долготы. В этот день был побит рекорд высокой широты для судов, дрейфующих со льдами, установленный «Фрамом» за 44 года до этого (85°55 5″ северной широты и 66°30 восточной долготы).
С 17 мая по 27 июля 1939 года путь «Седова» как бы переплетается с путем «Фрама», но дальше «Седов» начинает опять быстро подниматься на север и 29 августа достигает самой северной точки своего дрейфа — 86°39 5″ северной широты и 47°55 восточной долготы.
Дрейф «Седова» несколько раз пересекает путь «Фрама» и, описав ряд зигзагов, направляется к широкому проливу, отделяющему Гренландию от Шпицбергена.
Две основные задачи стояли перед седовцами: первая — сохранить свой корабль для советского ледокольного флота и вторая — максимально использовать все обстоятельства дрейфа для проведения возможно более полных и точных научных наблюдений.
Первая задача была не легкой. «Седов» не был специально построен для дрейфа во льдах Северного Ледовитого океана. Это, в сущности, обыкновенный грузопассажирский пароход, приспособленный для плавания в слабых льдах. Правда, у него был ледокольный нос и в корпусе сделаны добавочные крепления, но его борта были почти прямостенные. Нельзя было надеяться, что при губительных сжатиях «Седова» будет так же выжимать на поверхность льдов, как и «Фрам».
Что же касается второй задачи – проведения научных исследований, то среди оставшихся на борту добровольцев фактически не было ученых-профессионалов. Кроме В.Х.Буйницкого (тогда – студента Гидрографического института Главсевморпути), остальные седовцы были обычными моряками. Но все они кропотливо, тщательно, не щадя своих сил, больше двух лет изо дня в день вели научные наблюдения, «писали, что наблюдали, а чего не наблюдали, того не писали». За время дрейфа было сделано 15 тысяч метеорологических наблюдений, 47 гравитационных наблюдений, 35 глубоководных гидрологических станций, 26 измерений глубины океана и др.
Учтя опыт первой зимовки, столь сильно повредившей рулевое устройство судна, седовцы обратили особое внимание на сохранение корабля. Они укрепили его и выработали особую тактику для борьбы с напором льдов при помощи взрывчатых веществ.
153 раза седовцы переживали сжатия льдов. Некоторые были настолько опасны, что команда готовилась покинуть корабль.
«Душой нашего коллектива, – вспоминает помполит ледокола «Г.Седов» Дмитрий Григорьевич Трофимов, – был отважный капитан «Седова» Константин Бадигин. …Стоило ему внести какое-нибудь предложение, внести инициативу, как она охотно поддерживалась, так как все на борту корабля хорошо знали своего капитана и верили ему. Но, с другой стороны, и Бадигин чутко прислушивался к голосу товарищей, всегда советовался с ними».
Правительственное задание по освобождению «Седова» из ледяного плена было возложено на ледокол «Иосиф Сталин». Его капитаном был М.П.Белоусов, под началом которого Бадигин служил на ледоколе «Красин». «Это был первый в истории рейс ледокола в высоких широтах океана зимою в полярную ночь», – напишет впоследствии другой знаменитый пензенский полярник, Евгений Матвеевич Сузюмов. Ледокол вышел из Мурманска 15 декабря 1939 года. На борту «Сталина» лично находился начальник Главсевморпути Иван Дмитриевич Папанин как руководитель экспедиции. В неделе пути к западу от о.Шпицберген он преодолел ледовый барьер и, пополнив запасы угля и воды в Баренцбурге, 1 января 1940 г. продолжил путь. Через три дня он достиг широты 86°39´. Это было рекордом для зимнего ночного плавания во льдах. Последние 25 морских миль, отделявшие его от «Седова», ледокол преодолевал 10 дней, пробиваясь через ледяные поля где ударами, а где – при помощи взрывов. По этому ледяному коридору «Седов» должен был вырваться из ледяного плена и пробиться к материку. 13 января 1940 года «Седов», прошедший в дрейфе путь в 6.100 километров, был выведен изо льдов ледоколом «Иосиф Сталин». 24 января 1940 г. «Седов» (как и «Сталин») своим ходом прибыл в Мурманск. Капитан «Сталина» М.П.Белоусов был удостоен звания Героя Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года пятнадцати членам экипажа «Георгия Седова» «за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость» было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», а также выданы денежные награды.
Результаты дрейфа «Седова», которым руководил Константин Бадигин, можно сравнить с результатами дрейфа «Фрама» Нансена. Все научные материалы, записи, дневники седовцев были переданы для изучения в Арктический институт Главсевморпути. Все метеорологические гидрологические и гидрографические наблюдения после обработки предполагалось использовать в практической работе Морского управления Главсевморпути. Наблюдения и опыт «Седова», полученные в ходе легендарного дрейфа, стали ценнейшим вкладом в отечественную и мировую науку о Севере, в мировую географическую науку.
Великая Отечественная война
По окончании дрейфа Константин Сергеевич Бадигин, получив отпуск на несколько месяцев, занялся работой над книгой «На корабле «Георгий Седов» через Ледовитый океан». С 1940 года Бадигин приступил к работе начальником в штурманско-навигационной службе Морского управления Главного управления Северного морского пути.
С началом Великой Отечественной войны опыт Бадигина оказался востребованным именно на Севере, и в 1941-1946 гг. он был призван на действительную военную службу. С июля 1941 года Бадигин был назначен офицером оперативного отдела штаба Беломорской военно-морской базы, с августа по декабрь 1941 года занимал пост начальника проводки транспортов и командира ледокольного отряда Беломорской военной флотилии (сохраняя обязанности заместителя начальника Главсевморпути). С января по июль 1942 года – капитан плавбазы «Север» на Тихоокеанском флоте. С июля 1942-го – начальник штаба морских операций Главсевморпути (в Архангельске и Москве). С декабря 1942 по май 1943 гг. – 1-й заместитель начальника Управления беломорскими ледовыми операциями Главсевморпути. Константин Сергеевич принимал участие в проводке судов в Архангельск через Белое море. О своей деятельности в Архангельске, жизни города в военную пору, о моряках и полярниках Константин Бадигин рассказал в книге воспоминаний «На морских просторах», которая вышла в 1978 году.
В 1943 году Бадигина снова переводят на Дальний Восток, на этот раз - до конца 1945 года. Туда же с 27 мая 1943 года перебазировался и начальник Главсевморпути Иван Дмитриевич Папанин с частью своего штаба. В то же самый день Папанину было присвоено звание контр-адмирала. Предстояло открыть новый, более выгодный и безопасный путь для поставки грузов из США в СССР по ленд-лизу. В 1943-1945 гг. Бадигин был занят перевозкой грузов из США во Владивосток на судах Главсевморпути и Министерства морского флота. С июля 1943 по ноябрь 1945 гг. К.С.Бадигин – капитан теплохода «Клара Цеткин», который перевозил из США во Владивосток через Тихий океан грузы по ленд-лизу, а именно – паровозы и тендеры к ним. Для этого теплоходу (бывшему лесовозу!) пришлось пройти ряд технических переделок.
«…В 10 часов утра на борт пришли американские инженеры, – вспоминает сам капитан Бадигин. – Они сообщили, что наш теплоход одновременно с ремонтом будет переоборудоваться под перевозку паровозов.
– Мы хотим погрузить на ваш теплоход, капитан, в трюмы и на палубу, восемнадцать больших паровозов вместе с тендерами, – сказал высокий рыжий американец. – Как вы полагаете, будет ли это возможно?
– Надо подумать, дайте ваши расчеты.
…Всю ночь мы вместе со старшим помощником Василевским разбирались в чертежах и расчетах, оставленных американцами. Они оказались благоразумными людьми и все предусмотрели…
… Прежде всего, для погрузки паровозов в трюмы необходимо расширить люки, а эта сложная операция ослабляла корпус. Поэтому основная задача проектировщиков состояла в том, чтобы укрепить слабые места корпуса, не уменьшая грузовместимости трюмов.
Эту задачу американцы решили неплохо, и корпус теплохода, как нам показалось с Петром Николаевичем, должен быть крепче прежнего.
Для перевозки десяти паровозов и тендеров на палубе инженеры предложили построить специальные рамы, накладывающиеся сверху на уровне люка…
…Американцы в содружестве с советским инженером В.И.Негановым, несомненно, вложили немало труда в проект переделки нашего теплохода и других однотипных судов под перевозку паровозов».
Послевоенные годы
После войны Бадигин был по-прежнему востребован: он принимал участие в приеме и перегонке трофейных судов из Германии в СССР.
В 1946 году капитан 3-го ранга Константин Бадигин был уволен в запас. В 1940-1950-е годы К.С.Бадигин с семьей жил в Москве, на ул.Тверская, дом 6, позднее – на Каширском шоссе, дом 98. С 1946 по 1947 гг. Константин Бадигин работал уполномоченным Министерства морского флота СССР по судоподъему в Германии. С 1947-го по 1948-й – старший капитан-наставник Министерства морского флота СССР. Следующие два года – капитан Северного морского пароходства в Архангельске.
В 1950 году К.С.Бадигин заочно окончил географический факультет Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И.Ленина. Одновременно, в 1950-1951 гг. он служил капитаном Дальневосточного морского пароходства во Владивостоке. В 1953 году окончил аспирантуру при кафедре океанологии МГУ и успешно защитил диссертацию на тему «Ледовые плавания русских поморов с XII по XVIII век», получив степень кандидата географических наук.
После защиты диссертации К.С.Бадигин стал командиром отряда экспедиции Главного управления Севморпути. Затем, с 1953 по 1955 гг. работал старшим научным сотрудником и начальником отдела мореплавания в Центральном научно-исследовательском институте экономики и эксплуатации водного транспорта (ЦНИИЭВТ) в Москве. В 1955-1957 гг. – капитан судов «Леваневский» и «РионГЭС» Мурманского морского пароходства. В 1957-1959 годах Константин Сергеевич активно занимался литературной деятельностью в Московском отделении Союза писателей СССР.
В 1959-1961 гг. Константин Бадигин – капитан-наставник Калининградского управления транспортного флота. Здесь ему пришлось заниматься перегонкой крупнотоннажных судов. С 1961 по 1962 гг. – ответственный секретарь Калининградского отделения Союза писателей РСФСР. В 1962-1964 гг. – капитан и капитан-наставник Управления «Запрыбхолодфлот» и Калининградской базы рефрижераторного флота Государственного управления СССР по рыбному хозяйству СССР. В 1964-1965 годах работал в Государственной инспекции флота рыбной промышленности. С 1965 по 1969 год Бадигин служил капитаном в управлении морского транспортного флота по приёму и перегону судов «Мортрансфлот» в Калининграде, отвечая за прием и перегон судов, построенных за рубежом.
Литературная деятельность
Выйдя на пенсию в 1969 году, К.С.Бадигин окончательно обосновался в Москве, в своей квартире на улице Горького (бывшей Тверской) и полностью сосредоточился на писательской деятельности. Под редакцией Бадигина издавался ежегодный литературно-художественный альманах «Океан», в котором печатались литературные труды писателей-маринистов. С 1973 года он был избран председателем комиссии писателей-маринистов Союза писателей СССР.
Первые труды Константина Бадигина носят мемуарный характер: «На корабле “Г.Седов” через Ледовитый океан» (1940), «Три зимовки во льдах Арктики» (1950). Позднее он закончил и издал свои воспоминания о Великой Отечественной войне «На морских дорогах» (1978). Но в основном он – как знаток Заполярья, географ, историк, этнограф – был занят темой Севера в историческом и историко-художественном плане. Так появляются романы по истории полярного мореплавания: «Разгадка тайны Земли Андреева» (1953, в соавторстве с Н.Н.Зубовым), «По студёным морям, Очерки по истории ледовых плаваний русских поморов» (1956), а также сценарий кинофильма «Море студёное» (1955).
Известен Константин Бадигин и как создатель исторических повестей и романов: «Путь на Грумант» (1953), «Покорители студёных морей» (1957), «Чужие паруса» (1959), «Секрет государственной важности» (1966), «Кольцо великого магистра» (1969), приключенческие дилогии «Корсары Ивана Грозного» (1973) и «Кораблекрушение у острова Надежды» (1978), «Ключи от заколдованного замка» (1980). После кончины писателя, в 1988 году вышло собрание его сочинений в 4-х томах, а в 1993 году – в 5-ти томах. Романы Бадигина активно переиздаются и по сей день.
На встречи со своими читателями-земляками Константин Сергеевич приезжал в Пензу в 1949, 1953, 1968 и 1977 годах. В Литературном музее г.Пензы хранятся его личные вещи: рабочий стол, прибор для бумаги, сувениры и книги.
Последние годы своей жизни (1977-1984) Константин Сергеевич провел в Москве вместе со своей второй женой Бадигиной Ниной Васильевной (Москва, ул.Егерская, дом 3). Константин Сергеевич умер 17 марта 1984 года и был похоронен на Кунцевском кладбище. Там же похоронена его жена Нина Васильевна (1943-2013).
В память о Герое Советского Союза К.С.Бадигине были названы улица и проезд в городе Пензе (микрорайон Шуист Железнодорожного района); с 1984 года – проезд в городе Архангельске; улица и пять переулков в городе Мелитополь Запорожской области Украины; восстановленный «Дом Бадигина» в городе Пензе (улица Куйбышева, 3) и мемориальная доска на этом доме; а также Ульяновская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии авиации и флоту России». Постановлением Совета Министров РСФСР от 19.02.1985 г. имя К.С.Бадигина присвоено Мезенской центральной районной библиотеке, в которой регулярно проводятся Бадигинские чтения. В октябре 2016 года в Пензе была открыта Аллея полярников, в которой были увековечены имена многих пензенских исследователей Арктики и Антарктики, в том числе и Константина Бадигина.
Библиография
1. Анисимова М. 5 историй судов, застрявших во льдах // Моя планета. 16 мая 2016. URL: https://moya-planeta.ru/travel/view/5_istorij_sudov_zastryavshih_vo_ldah....
2. Арктика – Территория диалога. Русское географическое общество. URL: http://www.rgo.ru/otkroj-rossiyu/arctic/.
3. Бадигин К.С. Во льдах Арктики // Вечерняя Москва. 2 февраля 1940. С.1.
4. Бадигин К.С. На корабле «Геогрий Седов» через Ледовитый океан. Записки капитана. М.: Изд-во Главсевморпути, 1941. 608 с.
5. Бадигин К.С. Три зимовки во льдах Арктики. М.: Молодая гвардия, 1950. 544 с.
6. Бадигин К.С. На морских дорогах. Мемуары. М.: Политиздат, 1978. 376 с.
7. Березин В.Ф., Змиева О.И. «Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Константина Сергеевича Бадигина (16/29.11.1910 – 17.03.1984). URL: http://mpgu.su/novosti/vspomnim-vseh-poimjonno-svetloj-pamjati-konstantina-sergeevicha-badigina-16-29-11-1910-17-03-1984/.
8. Елистратова, Полина. Пензенские звезды. Исследователь Арктики Константин Бадигин // Пенза-Онлайн. 01 июня 2016. URL: https://penza-online.ru/novost/kultura/penzenskie_zvezdy_issledovatel_arktiki_konstantin_badigin.
9. Пантюшов И.В. Эпоха великих географических открытий в Арктике и Антарктике/ Русское географическое общество. URL: https://www.rgo.ru/ru/penzenskoe-oblastnoe-otdelenie/ob-otdelenii/publikacii/epoha-velikih-geograficheskih-otkrytiy-v.
10. Папанин И.Д. Лед и пламень. М.: Политиздат, 1977. 416 с.
11. Русский Север. Электронная краеведческая библиотека. URL: https://ekb.aonb.ru/index.php?id=4453.
12. Сузюмов Е.М. Первопроходцы полярных морей. Очерк. 29 стр. [Рукопись из личного архива А.Е.Сузюмова].
13. Сузюмов А.Е. Из Парижа – с благодарностью // Культура провинции. №1(5), февраль 2018. С.2-4.
14. Трофимов Д. Пятнадцать седовцев // Вечерняя Москва. 4 февраля 1940 г. С.2.