Первая комплексная антарктическая экспедиция Академии наук и ее значение для России

Подписка на RSS - Первая комплексная антарктическая экспедиция  Академии наук и ее значение для России
Фото предоставлено Пензенским областным отделением РГО

30 ноября 2015 года — знаменательная юбилейная дата для всех российских полярников, географов, исследователей и всех, кто верен своей стране и гордится ей. Ровно 60 лет назад в 1955 году состоялся старт первой комплексной антарктической экспедиции из порта Калининграда. Это стало значимым событием, поскольку с первой комплексной экспедиции началось постоянное присутствие России в Антарктике, научное полномасштабное изучение шестого континента. Это было первое плавание нашего  корабля к берегам ледового континента, с задачей высадиться там, после открытия шестого материка русской экспедицией Беллинсгаузена-Лазарева в январе 1820 года…

Русское географическое общество и раньше, и сейчас уделяло и уделяет большое внимание полярным исследованиям. Есть в этом интерес и у Пензенского областного отделения РГО, занимающегося изучением и сохранением интересных фактов  участия пензенцев в исследованиях Арктики и Антарктики. Поэтому, в данной статье на основании изучения открытых источников, литературы, а также в ходе бесед и переписок с консультантом ЮНЭСКО Алексеем Евгеньевичем Сузюмовым — сыном Евгения Матвеевича Сузюмова, ученого секретаря первой комплексной антарктической экспедиции  анализируются ее ход и итоги.

70 лет назад Антарктида, особенно ее внутренние области, была практически белым пятном на карте — ледовый континент открывался стихийно китобоями и моряками, и его явление миру носило описательный характер. Антарктида была открыта в ходе экспедиций Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в 1820 году, но только год спустя, да и то предположительно, на нее ступила нога моряка-китобоя. Несмотря на то, что в начале XX века был осуществлен ряд выдающихся экспедиций вглубь континента зарубежными полярниками, и в середине прошлого века создана  некоторыми государствами сеть наземных станций и баз для изучения материка — знания об Антарктике ограничивались, в большинстве своем, сведениями о северо-западной ее части. Даже береговая линия материка, скрытая мощным ледниковым щитом и обрамленная шельфовыми льдами, не везде была нанесена на карты.

antarktida_razdel_2.jpg


Претензии разных стран на Антарктиду до МГГ. Фото предоставлено Пензенским областным отделением РГО

Активное изучение Антарктиды началось мировым сообществом в послевоенное время, что было связано с активным включением в этот процесс СССР — государства, внесшего основной вклад в победу с фашизмом во Второй Мировой войне. Возникшая конкуренция с мощным соперником оживила работу в Южном полушарии других стран, прежде всего США.

Пока СССР вел войну с фашистcкой Германией и милитаристской Японией, Антарктиду, которую именно русские мореплаватели открыли  в начале XIX века,  начали делить между собой ряд государств, которые провели экспедиции на материке и основали на нем исследовательские базы. Территориальные притязания на Антарктиду выдвигали: Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция, Чили, США.  

13 июля 1955 года  Советское праdительство приняло решение о проведении масштабной антарктической экспедиции в рамках Международного геофизического года, который должен был начаться в 1957 году. Научное руководство экспедицией было возложено на Академию наук СССР, а подготовка и техническое оснащение было поручено Главному управлению Северного морского пути Министерства морского флота, как организации, имеющей значительный опыт работ в Арктике. Международный комитет Международного геофизического года выделил нашей стране для изучения индоокеанский сектор Антарктиды. 

1956_sovsector_2.jpg


Сектор Антарктиды, выделенный международным комитетом МГГ для исследований учеными Советского Союза. Фото предоставлено Пензенским областным отделением РГО

Уроженец Пензы Евгений Матвеевич Сузюмов, который в тот период занимал должность заместителя начальника отдела морских экспедиций АН СССР (а возглавлял этот отдел национальный герой-полярник И.Д. Папанин), был назначен ученым секретарем первой комплексной экспедиции в Антарктиду (КАЭ-1) на дизель-электроходе «Обь». 

Сузюмов с самого начала входил в инициативную группу по организации экспедиции еще в процессе ее обсуждения, а в дальнейшем координировал деятельность групп, которые занимались отдельными программами по океанографии. Опыт организации перевозок по трассе Северного морского пути во время Великой Отечественной войны, приемки военных грузов, прибывавших с караванами союзников в северные порты, пригодился Сузюмову, чтобы осуществить возложенные на него обязанности. Одновременно с советскими учеными, и даже раньше них приступили к строительству антарктических станций и другие страны. В 1958 году в Антарктиде уже насчитывалось 48 научных станций зарубежных стран (США, Англии, Аргентины, Чили и других) — их наибольшее количество располагалось в относительно более доступных областях и комфортных условиях на Антарктическом полуострове. С этих станций производились внутренние  походы и велись наблюдения. 

Стартом первого этапа работы советской антарктической экспедиции следует считать появление в водах Антарктики в начале 1956 года ее флагмана дизель-электрохода «Обь» — она предваряла и подготавливала работы по программе Международного геофизического года.

 Задачи программы экспедиции были: изучение влияния атмосферных процессов в Антарктике, исследование основных закономерностей перемещения антарктических вод, составление описания Антарктики и ледников, геологической характеристики и истории антарктической области, создание научной опорной базы на материке и организация южнополярных станций, изучение особенностей явлений в Антарктике, изыскание новых районов для морских промыслов.

Е.М. Сузюмов являлся одним из главных организаторов первых советских исследований в Антарктике. Об этой грандиозной эпопее он написал книгу. Помимо координации экспедиционных работ, его задачами было ведение переговоров с представителями правительств и учеными ряда стран (например, с патриархом австралийских антарктических исследователей Дугласом Моусоном, о котором позже он выпустит две книги) о сотрудничестве и взаимодействии, в том числе в случае опасности для жизни ученых-зимовщиков.

Старт экспедиции на дизель-электроходе «Обь» состоялся 30 ноября 1955 года в порту Калининграда, где сейчас находится прекрасный музей Мирового океана.

В книге Е.М.Сузюмова "К шестому материку" подробно, день за днем, описана эта экспедиция. 5 января 1956 года «Обь» подошла к антарктическому материку в его индоокеанском секторе. Именно эта удаленная и труднодоступная область у 90-го меридиана в море Дейвиса была выделена международным комитетом для советских исследований. С этого дня наша страна начала крупномасштабное изучение Антарктиды, которое продолжается по настоящее время. Разгрузка «Оби» и, следом подошедшей,  «Лены» проходила в чрезвычайно неблагоприятных условиях. Мешали ураганные ветры и штормы, ледовый припай. На «Обь» и «Лену» наступали айсберги, и судам приходилось часто менять место стоянки. Участники экспедиции строили новые и новые дороги по льду и вели разгрузку круглосуточно. Два раза вытаскивали провалившиеся в трещины тракторы. Третий раз не успели — трагически погиб 20-летний тракторист, который бросился спасать своего «железного коня». 

Для Сузюмова самый опасный момент был — его ночное непреднамеренное «купание» в море Дейвиса — в ватнике, сапогах... На счастье, на судне услышали его крик и помогли выбраться из ледяной купели. Не смотря на все сложности, задача была выполнена. «Вот уж без всякого пафоса — это были герои!» — написала современная читательница книги Сузюмова, сама участвовавшая в океанологических экспедициях.

1955_ob_v_portu.jpg


"Обь" в порту

13 февраля 1956 года выгрузка основного груза была полностью завершена, в поселке Мирный был торжественно поднят флаг СССР, и с этого момента ученые начали вести регулярные научные наблюдения. Первая советская обсерватория была названа «Мирный» — в честь одного из кораблей первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева. Меньше чем через полтора месяца появился этот большой (почти километр в длину) благоустроенный поселок полярников.

1956_vetrov_kort_somov_man.png


Митинг, посвященный торжественному поднятию флага над «Мирным». Слева направо: капитан «Лены» А.И. Ветров, начальник морской части КАЭ-1 В.Г. Корт, начальник КАЭ-1 и зимовочной группы М.М. Сомов и капитан «Оби» И.А. Ман, 13 февраля 1956 г.

С чем сравнить работу всех без исключения участников экспедиции по разгразке судов и строительству странции? Можно с героической борьбой с арктическими льдами челюскинцев. А можно с самоотверженной работой по приемке военных грузов, поступавших в Мурманск по ленд-лизу. Например, во время войны 12 марта 1942 года в Мурманск пришли тринадцать судов конвоя PQ-12. На их борту прибыло  8168 тонн грузов. Разгрузка шла береговыми кранами. А в 1956 году  разгружали судовыми кранами и, быстро тракторами и даже вручную, оттаскивали груз от края ледника — только бы он не провалился в трещины и не ушел на дно.     

Естественно, что первые исследования носили описательный характер. Для того, чтобы составить представление о природе Антарктиды, предпринимались многочисленные полеты авиации, а также санно-гусеничные походы во внутренние районы материка. Изначально в акватории моря Дейвиса и прилегающих районах Южного океана ежемесячно, включая зимний период, проводилась авиационная разведка. В результате каждого из полетов или походов удавалось получить новые, порой уникальные научные материалы по различным разделам науки, открыть новые географические объекты. Так, например, при полете 16 января 1956 г. из Мирного вдоль 

1958_traktornyy_poezd_na_st_vostok.png


Санно-тракторный поезд

побережья на восток до Берега Нокса было обнаружено много неизвестных ранее островов и выходов коренных пород, замечены изменения в очертании шельфового ледника Шеклтона. С первых же экспедиций широко развернулись аэрофотосъемочные работы, материалы которых позволили составить достоверные карты многих участков побережья и горных районов в глубине материка. Обширные рекогносцировочные работы проводились и с борта экспедиционных судов. В результате эхолотного промера с дизель-электрохода «Обь» были откорректированы  карты.

Из разных источников — докладов, статей и книг, в т.ч. книги Е.М. Сузюмова «К шестому материку», книг М.М. Сомова и А.Ф. Трешникова — можно сделать вывод о том, что  первая комплексная антарктическая экспедиция выполнила огромный объем исследовательских работ, как на материке, так и у побережья Антарктиды. Прочитав эту старую книгу Сузюмова, мы узнаем много интересного. Например, что лед — а не только волны — бывает восьми-бальным. Что Антарктида окружена двумя поясами штормовых зон — моряки называют их «ревущими сороковыми» широтами и «неистовыми пятидесятыми». А главное, — мы узнаем, как преодолевали трудности русские географы, полярники и моряки... 

В горных районах Антарктиды были выполнены — аэрофото и аэромагнитная съемки. Собраны большие коллекции горных пород, открыты неизвестные ранее горы, получившие название: Русские, Гагарина, Титова, Бардина, Заварицкого и др. В результате обширных рекогносцировочных работ огромные пространства суши и океана, бывшие до этого совершенно не исследованными, получили широкое научное освещение в СССР и за рубежом. Вот такая на "Оби" и в поселке Мирный была научная команда — творческая, увлеченная новыми открытиями! Это были в основном молодые специалисты, в последствии ставшие крупными учеными в своих областях.

В итоге, в рамках МГГ в период 1955/58гг. СССР осуществил две зимовочные (руководители М. М. Сомов и А. Ф. Трешников) и две морские экспедиции на судах «Обь» и «Лена», выполнив всю запланированную программу исследований. СССР занял достойную, а часто и лидирующую позицию в антарктических исследованиях.

Одним из классических итогов этих и последующих работ стало крупное комплексное картографическое издание — Атлас Антарктики. Этот фундаментальный труд, изданный в 1966 г. (второй том вышел в 1969 г.), по сути дела подвел итоги изучения материка на первом этапе его исследований.

В июне 1961 года  вступил в силу «Договор об Антарктике», который определил нейтральный статус континента и был направлен на недопущение милитаризации шестого материка и замораживание территориальных претензий на неопределенный срок. Именно этот значимый факт — одно из важных следствий работы первой комплексной экспедиции.

Бесценный опыт наблюдений и исследований, которые были выполнены в результате работы первой антарктической экспедиции, безусловно, явились научным и практическим руководством для последующих поколений ученых-антарктиков. Арктический опыт Сузюмова во время Второй мировой войны целиком пригодился в освоении Антарктики, в целях закрепления за нашей страной лидирующих позиций мировой державы, формирующий геополитику.

Кроме этого, постоянное присутствие России на шестом континенте формирует современную мировую геополитику в этом регионе. Правовые соглашения  о мирном использовании данных территорий ратифицированы благодаря участию нашей страны в исследовании южно-полярных широт, которые были начаты первой экспедицией 1955-1956 годов.

stancii_rossii.png


Российские станции. Фото предоставлено Пензенским областным отделением РГО

В настоящее время Антарктида — это материк науки, где нет границ и отсутствует постоянное населе­ние. В Антарктиде действует 39 научных станций и баз, которые принадлежат 18 государствам, ведущим там исследования, среди которых важное место традиционно принадлежит нашей стране…

Председатель Пензенского областного отделения РГО Игорь Пантюшов