Проблематика в освещении экологических инициатив

Подписка на RSS - Проблематика в освещении экологических инициатив

Вопросы состояния окружающей среды, природоохранной деятельности занимают все большее место в современной жизни человека. С 80-х годов прошлого столетия произошел сдвиг мышления в сторону «озеленения» многих сфер нашей жизни: от изменений в экономике до экологизации нашего образа жизни.

Однако, у нас в регионе при распространенном в обществе мнении о значимости природоохранной деятельности, эта тема занимает далеко не первое место в повестке дня.  Рост значимости вопросов о сохранении окружающей среды будет возможен при изменении структуры отношений между государством, активной частью общества и средствами массовой информации. 

Одним из важных вопросов является отражение региональными СМИ вопросов охраны окружающей среды и деятельности экологических общественных организаций, поскольку и те и другие активно формируют образ экологической ситуации, который, в конечном счете, воспринимается широкой аудиторией. Общественные экологические организации и «зеленые» инициативы работают с решением многих экологических проблем, отстаивая права граждан на благоприятную окружающую среду, пользуются определенным авторитетом при принятии решений в области экологии. В свою очередь, средства массовой информации должны отражать на «экране массового сознания» текущее состояние экологических проблем, деятельность экологических активистов.  

Анализируя состояние регионального медиа-поля относительно освещения деятельности природоохранных организаций, экологических инициатив формируется мнение со стороны о полном отсутствии участия НКО в деятельности по охране окружающей среды. Этот вакуум заполняет информация с сайта регионального Минлесхоза, где инициативам общественников практически нет места, несмотря на все видимые проявления лояльности со стороны пресс-службы ведомства к активистам, это своего рода – политика, когда необходимо понимание, что экологическая проблема – общая для всех.  Проанализировав глубже проблему, выясняется, что общественные экологические инициативы нашей области, порой даже являются примером для других регионов: такие как молодежное экологическое движение «Зеленая волна», объединившее разрозненные экологические инициативы, и влившее в себя за три года свыше 3000 человек, экологические акции как «День Суры», «День Хопра», ставшие за шесть лет традиционными и многие другие. Вся проблема в том, что региональные СМИ их слабо освещают, а если освещают, то не упоминают о том, что это является инициативами общественных организаций. Отсутствие интереса у региональных СМИ к экологической тематике, объясняется через то, что экология не находится в их проблемном поле, что материалы по данной теме пользуются низким читательским интересом. В таких изданиях экология является «факультативной тематикой, из раздела «всего понемногу», материалы, связанные с темой экологии, публикуются эпизодически и зачастую посвящены смежным темам.

В итоге, активисты-экологи видят решение медиа-проблемы в необходимости создания собственных независимых источников массовой информации разных направлений: печатное СМИ, интернет-издание, телевизионный пакет тематических передач и пр. Тема экологии, безусловно, ограниченно присутствует в пензенских медиа, однако она не принадлежит к числу приоритетных тем. Улучшение ситуации напрямую соотносится с необходимостью решения очевидных проблем, существующих во взаимоотношениях со СМИ - взаимодействие с прессой могло бы во многом улучшиться, если бы в организациях это направление работы находилось в ведении профессионалов. Также, существует необходимость налаживания более тесных контактов с журналистами и редакторами СМИ для формирования у тех лояльного отношения к экологической тематике вообще. В свою очередь, «зеленые» сами должны предпринять меры, направленные на экологическое образование журналистов, чтобы они понимали в экологической проблематике, и , со стороны сотрудников СМИ можно будет ожидать большей активности и лояльности в освещении темы экологии и работы экологических организаций.

И тогда, действительно произойдет качественное изменение медиа-поля в зеркале региональных экологических инициатив и деятельности некоммерческих организаций, занимающихся охраной окружающей среды и защитой животных.

Генеральный директор АНО «Зеленая волна» Ольга Ильина

30.09.2017г.