Владимир Береснев: «Арктике я говорю «до новых встреч!»
В конце января – начале февраля текущего года член Пензенского областного отделения Русского географического общества Береснев Владимир побывал с рабочей поездкой на Гыданском полуострове (ЯНАО). О том, как это было, он рассказал нашим подписчикам
Побывать на крайнем Севере, за Полярным кругом, мне хотелось давно. Даже не знаю, в связи с чем возникло такое желание, но оно было и остаётся. Может быть, по следам детских книжек или из описания давних экспедиций, а может из фотоотчетов путешественников.
В начале этого года мне поступило предложение поработать в сфере экологического мониторинга как раз в Заполярье и я без лишних раздумий согласился.
Дорога
Способов попасть на Север несколько, но самый быстрый – самолетом. В связи с продолжающейся пандемией короновируса, перед вылетом необходимо соблюсти весь набор мер: вакцинация, обсервация, ПЦР-тест. Организацией всех этих хлопот, включая авиабилеты, занималась компания работодателя.
Перелет на место производства работ осуществлялся с пересадкой в Сабетте (вахтовый посёлок и одноимённый аэропорт и одноимённый морской порт). К слову, просто так туда тоже не добраться - только по заранее согласованным спискам, так как данный пункт назначения не посёлок в привычном «гражданском» понимании, а вахтовый, на территории реализации крупного инфраструктурного проекта «Ямал-СПГ» по добыче и сжижению природного газа.
По этим причинам состав пассажиров – преимущественно вахтовики, малыми и большими группами от разных компаний. Перелет из Москвы занимает чуть более 3 часов.
Обычно диспетчеры подрядчиков подбирают рейсы так, чтобы далее можно было улететь без долгого ожидания (на обратном пути именно так и произошло, «с рейса на рейс»), тем более что в самой Сабетте производственных задач у нас не было. Но северная погода зачастую непредсказуема в краткосрочном планировании, и нам пришлось задержаться на несколько дней.
Как я уже отмечал, территория самого посёлка закрытая, поэтому вопросы размещения и перемещения решались организованно диспетчерами, с формированием списков на заезд – выезд. Естественно, не обошлось без повторного экспресс-тестирования на коронавирус.
Нас разместили в небольшом вахтовом городке в стороне от основного поселка, поэтому самое сердце Сабетты и её морской порт увидеть не удалось. В течение 3 дней приходилось ежедневно организованно ездить на вахтовках в аэропорт, ждать запланированный рейс, потом ждать его же отложенный, потом после отмены возвращаться в общежитие вахтового городка на ужин и ночёвку.
Впервые поселок Сабетта заложили геологи в 1982 году. В 80-е годы прошлого века на севере Сибири шла активная геологоразведка, выполняя задачи поиска новых месторождений нефти и газа и наращивания подтвержденных запасов углеводородного сырья. В хозяйственном плане образовывались новые экспедиции, новые подразделения под управлением Главтюменьгеологии. Так, в 1980 г. в связи с увеличением объема буровых работ на севере Тюменской области, образована Тамбейская нефтегазоразведочная экспедиция глубокого бурения. Изначально базировалась в г. Лабытнанги, а после строительства и обустройства – в поселке Сабетта на востоке Ямала, на побережье Обской губы. Название вновь образованный поселок получил по названию реки Сабетта-Яха, в устье которой и был заложен. Подробной дальнейшей истории отыскать не удалось, но известно, что в 2006 г. п. Сабетта с числом жителей 19 человек был упразднен наряду с другими населёнными пунктами. И казалось бы, его история подвергнется забвению. Но не тут-то было: через пять лет, в 2011 году здесь было решено возродить поселок, который станет опорным пунктом для развития крупного проекта с международным участием «Ямал-СПГ», сердцем которого стал завод по сжижению природного газа. Строительство велось весьма стремительно: в 2012 г. заложен морской порт, который уже через год принял первые суда, в 2013 г. первые самолёты принял вновь построенный аэропорт, в 2017 г. заработал сам завод, старт производству дал лично Президент России Владимир Путин на торжественном мероприятии. В настоящее время поселок имеет всю необходимую производственную инфраструктуру. Численность населения - величина непостоянная, но из открытых источников указано, что на пике строительства вахтовым методом трудилось около 35 000 человек, сейчас среднее постоянное число жителей порядка 8000 человек.
Ну вот наконец-то погода успокоилась и перелёты разрешили. Следующий рейс был до аэропорта «Утренний», расположенного на Гыданском полуострове. Ямал и Гыдан разделены Обской губой Карского моря.
Еще 20 минут перелета плюс досмотр багажа, и вот мы почти на месте, нас встречают коллеги на автомобиле организации. Почти – потому что еще нужно добраться до места базирования – в один из вахтовых городков. Заселение в общежитие, решение оргвопросов, планирование выездов на точки отбора, подготовка инструментов и инвентаря.
Сфера приложения труда
Работа наша заключалась в следующем. Организация выполняет долгосрочный экомониторинг территории. Заранее была проведена большая и глубокая работа по экологическим и другим видам изысканий несколькими организациями, еще до начала строительства инфраструктуры. Определены скажем так «болевые точки». Составлена программа исследований: зафиксированы конкретные постоянные места отбора, перечень компонентов окружающей среды, перечень загрязнителей, которые нужно контролировать, а также частота, периодичность их отбора. В эту командировку нашей группе из двух человек достался отбор нескольких десятков проб воды: на водозаборах, на водосбросах после комплексной очистки, а также фоновые. Нужно было отобрать, замаркировать, у части проб провести консервацию, в конце – отправить «на базу», где дальше их направляют в лаборатории на исследования.
Далее наступает этап камеральной обработки: анализируют, сравнивают с нормативами, вносят в единую систему, оценивают динамику и прочее. Так как всё скованно льдом (кроме непосредственно точек водозабора и водосброса) дополнительно потребовался ледобур и пешня. Работать приходилось в специфичных условиях: температура воздуха номинально была примерно минус 25 – минус 30 градусов, вроде бы не критично, но вот близкое расположение моря (Обская губа Карского моря) и общая приближенность к Северному Ледовитому океану предопределяло высокую влажность – от 75 до 85% зафиксированных нами. Дополнительно постоянный ветер от 8 до 10 и более метров секунду. В общем, пофотографировать много не получилось, так как более 10 секунд без перчаток было уже очень некомфортно.
Тем не менее, немного сноровки, теплая одежда, подстраховка друг друга, и работа спорилась.
О территории
Гыданский полуостров расположен на севере Западно-Сибирской равнины. С запада омывается Обской и Тазовской губами Карского моря, с востока – Енисейским заливом того же Карского моря. Административно территория полуострова разделена между Ямало-Ненецким автономным округом и Красноярским краем. На северной окраине расположен государственный природный заповедник «Гыданский». Рельеф представлен холмистой равниной, чередуются небольшие возвышенности и заболоченные низины. Гидрографическая сеть хорошо развита – многочисленные меандрирующие реки и их притоки, а также озера создают мозаичные биотопы и различные условия для флоры и фауны, одновременно с этим затрудняют хозяйственное освоение территории. Климат здесь континентальный арктический с суровой продолжительной зимой (около 8 месяцев), длительным залеганием снежного покрова (более 260 дней), лето на Гыдане короткое и весьма прохладное, температуры редко поднимаются выше +10 0С. Характерные признаки – небольшая высота солнца, наличие полярной ночи и полярного дня, повсеместное распространение многолетнемерзлых грунтов (ММГ), которые по-простому называют «вечной мерзлотой». Также укрупнённо эту территорию называют Заполярье, Арктика, ну или более замудренным – циркумполярная территория.
По классификации природных зон здесь тундровая зона. Однако и тундра не однообразна: даже на относительно небольшом Гыданском полуострове различают с юга на север соответственно южную, типичную и арктическую подзоны. Правда, чтобы наглядно увидеть разницу, здесь нужно побывать в летний период.
Экологические исследования Гыданского полуострова проводились начиная с 1960-1970-ых годов, параллельно с геологической разведкой, поиском месторождений углеводородного сырья. В настоящее время экологические исследования продолжаются, как в форме экомониторинга, так и в форме тематических экспедиций. Изучаются наземные компоненты окружающей среды, проводятся морские исследования, мониторинг ледовой обстановки и многое другое. Например, предложен прикладной мониторинг мест концентрации бельков (детенышей тюленей) в период размножения для изменения маршрутов ледокольных судов с целью минимизации негативного воздействия, пока детеныши в первые дни жизни малоподвижны и чрезмерно уязвимы. И таких примеров можно приводить много. Такими исследованиями заняты как ВУЗы, так и научно-исследовательские институты, некоммерческие организации, в том числе по заказу компаний, занимающихся газо- и нефтедобычей. В настоящее время все понимают важность сохранения окружающей среды, а Арктика очень уязвима и весьма чувствительно к антропогенному воздействию вследствие хозяйственного освоения. В прикладном плане, например, строительство площадных объектов и линейных (дороги, трубопроводы), осуществляется строго по проектам, и транспортные коридоры используются только в своих границах. В числе прочих исследований есть такие: динамика восстановления тундровой растительности, нарушенной по траковому следу (от траков вездеходов). На объектах, вводимых в эксплуатацию, да и на строящихся проводится производственный экологический мониторинг.
Танец песца
Несмотря на суровость климата, животный и растительный мир относительно разнообразен. Конечно, в полной мере его пестрота проявляется в теплый период. Но и зимой эта белая пустыня не безжизненна. Флора северной части полуострова насчитывает порядка 200 видов, что достаточно скудно по сравнению с другими природными зонами, представлена преимущественно мохово-лишайниковым покровом, чередующимся с осоковыми травами и карликовыми стелющимися кустарниками. К югу полуострова появляется древесная северная растительность, кустарниковое редколесье лесотундры.
Из животных распространены грызуны лемминги, волки, песцы, северные олени, лисицы, белые куропатки, летом прилетают на гнездовье целые стаи птиц. Ученые насчитывают в Гыданской тундре и на морском побережье 36 видов птиц, в водоемах и реках до 25 видов пресноводных рыб. Большое число охраняемых объектов животного и растительного мира, нуждающихся в охране. Древний животный и растительный мир еще предстоит изучить, так как «вечная мерзлота» хранит еще много тайн, периодически приоткрывая их: на просторах полуострова найдено несколько скелетов мамонтов, как в советское время, так и в современности.
Но возвращаясь от мамонтов в наши дни, стоит сказать, что хищники на территории встречаются. В общежитиях по этому случаю висят соответствующие памятки. И выходя на маршруты за пределы объектов, нужно соблюдать меры предосторожности.
С дикими животными главная заповедь пожалуй «Не корми». К слову, чаще всего людям на глаза попадаются вездесущие песцы, отличающиеся юркостью, быстротой и определеной наглостью, ведь холодно, а кушать хочется. Главное, находиться друг от друга на расстоянии.
Однажды на очередной точке отбора проб воды, уже когда отобрали и сворачивались, заметили песца, бегающего по кругу вокруг места отбора. Держался он на расстоянии 30-100 м. На белоснежной поверхности этого мастера маскировки выдавали только черные глазёнки и слегка черные кончики ушей. Зверёк был очень настойчивый, не останавливался ни на минуту, постоянно в движении. Почему-то, глядя на него, у меня сложилась ассоциация с Мухаммедом Али – «порхай как бабочка, жаль как пчела», он постоянно переминался с лапы на лапу, перемещался зигзагами и по петляющей траектории. Когда перед уходом фотографировали внезапного гостя, он даже переваливался на снегу с боку на бок, может быть позировал, не знаю. Как только мы собрались и удалились с места отбора к машинам, этот парень тщательно обнюхал наше место, включая лунку с водой, но не обнаружив ничего съестного, двинулся к дороге. Предполагаю, что у зверька всё же сложилась взаимосвязь «люди – шанс что-нибудь поесть», потому что он нас преследовал до самой дороги. Уезжая, заметили убегающего его в сторону строительства площадки эстакад. Вероятно, обидевшись на жадных экологов, отправился поискать вкусняшек у более добрых строителей, как знать.
Каков «жит-быт»?
Нет, мы не жили ни в каких палатках. Когда-то на первых этапах освоения рабочие жили в балкАх (балок – строительный вагончик на несколько человек). Сейчас обустроены вахтовые городки с общежитиями, столовыми, административным корпусом, медпунктом, баней и даже спортзалом. В общежитиях имеются сушилки для одежды и обуви на каждом этаже, комнаты отдыха, постирочные.
Помещения достаточно теплые, насколько возможно комфортные, обслуживающий персонал следит за чистотой и своевременным ремонтом. В столовых питание разнообразное, вкусное и сытное, достаточно недорогое. Имеется магазинчик с незначительным ассортиментом самого необходимого, если кому-то нужно что-то сладкое, покурить и т.п. В магазинчиках цены на продукты значительно выше, сказывается сложная логистика.
Немного напрягают антиковидные меры, но люди уже привыкли: и к дистанции и к вездесущим маскам.
Повсеместно строгий сухой закон. Об этом предупреждают на первоначальном инструктаже, проводится тщательный досмотр багажа и ручной клади в аэропорту и дополнительно осмотр на КПП в вахтовые городки. Люди приезжают сюда работать, но изредка, по слухам, кто-то нарушает правила и очень зря – штраф за нарушение антиалкогольного правила – несколько зарплат, с окончательной «депортацией» домой.
Территория Гыданского полуострова – традиционные пространства для оленеводства, которым до сих пор промышляют коренные народы, самые многочисленные из которых ненцы. Они продолжают кочевать по тундре со своими оленьими стадами. Известно, что при проектировании трубопроводов и строительных объектов учитывается мнение кочевых общин, выясняются пути миграций как диких оленей, так и домашних, в таких местах трубу прокладывают по надземным эстакадам. За период командировки пару раз отдалённо видели ненцев на снегоходах с деревянными нартами, в традиционной зимней одежде из оленьих шкур. Но вообще по договору и инструктажу, тесно контактировать запрещено, видимо чтобы случайно не заразить местных.
Вместо послесловия.
А видел ли ты северное сияние? Пожалуй самый распространенный вопрос к человеку, побывавшему за Полярным кругом. Один раз увидеть Aurora Borealis удалось, когда возвращались по темну после рабочего дня, но оно было нечетким из-за облачной дымки и несильным свечением. После я пытался «поймать» сияние, смотрел сайты прогноза магнитной интенсивности, по будильнику вставал ночью, но повторно лицезреть не удалось. Видимо, придётся возвращаться снова.
В качестве рекомендаций. Если вы впервые собираетесь в арктический регион, заранее посмотрите долгосрочный прогноз погоды с оценкой температур, ветров, влажности; поищите в сети рассказы, отчеты людей, там побывавших. В зимний период в одежде важна многослойность. Всё зависит от вашего бюджета, но самый стандартный набор: термобельё – флис – внешний теплый защитный слой. У спецодежды есть маркировка «Тн» и «Тнв» - защита от низких температур и низких температур и ветра, внимательно посмотрите нижний предел температур. Хорошо, если флис имеется и тонкий и более теплый. Очень выручит вас снуд или гейтор, утепляющий шейный отдел. Весьма кстати может оказаться балаклава. Специальные горные очки защитят ваши глаза не только от сильного холодного ветра, но и от яркого солнца, которое отражается от снежной поверхности. Перчатки (утепленные, горные, лыжные с непродуваемым слоем) лучше взять несколько пар, и с собой запасные прихватить в рюкзак, а также иметь в кармане обычные тканевые хозяйственные. Кстати, если планируете часто фотографировать, или что-то делать с частым снятием – надеванием перчаток, выбирайте с резинкой на запястье, ну или пришейте сами, так намного удобнее. Телефон, фотоаппарат, запасные батарейки к навигатору, аккумуляторы к фотоаппарату, фонарю, для их работоспособности придется держать во внутренних карманах ближе к телу, потому много карманов будет преимуществом. Обувь выбирайте с небольшим запасом по размеру – с учетом шерстяного носка или из современных материалов, но и должна быть определенная небольшая степень свободы ноги. Меня выручили обычные шерстяные носки, они продолжают греть ногу, даже если по каким-то причинам слегка замочили. При поездках или путешествиях учитывайте, что привычный дома интернет может закончиться за воротами аэропорта или вокзала. Поэтому, для своего досуга заранее скачайте электронные или аудиокниги, какие-либо приложения для чтения или иное. Попробуйте через форумы или соцсети узнать, какой оператор связи более оптимален на ваших маршрутах. И прихватите внешний аккумулятор для телефона.
Ну и конечно, нужно хорошее настроение, бодрость, любознательность.
Желаю Вам интересных запоминающихся путешествий! А Арктике говорю «до новых встреч»
Член Пензенского областного отделения РГО Владимир Береснев, фотоматериал Владимира Береснева