Владимир Береснев: «Арктике я говорю «до новых встреч!»

Подписка на RSS - Владимир Береснев: «Арктике я говорю «до новых встреч!»

В конце января – начале февраля текущего года член Пензенского областного отделения Русского географического общества Береснев Владимир побывал с рабочей поездкой на Гыданском полуострове (ЯНАО). О том, как это было, он рассказал нашим подписчикам

Побывать на крайнем Севере, за Полярным кругом, мне хотелось давно. Даже не знаю, в связи с чем возникло такое желание, но оно было и остаётся. Может быть, по следам детских книжек или из описания давних экспедиций, а может из фотоотчетов путешественников.

В начале этого года мне поступило предложение поработать в сфере экологического мониторинга как раз в Заполярье и я без лишних раздумий согласился.

Дорога

Способов попасть на Север несколько, но самый быстрый – самолетом. В связи с продолжающейся пандемией короновируса, перед вылетом необходимо соблюсти весь набор мер: вакцинация, обсервация, ПЦР-тест. Организацией всех этих хлопот, включая авиабилеты, занималась компания работодателя.

1_poezd.jpg

Пенза-Москва на любимой «Суре» под стук колёс
Пенза-Москва на любимой «Суре» под стук колёс

Перелет на место производства работ осуществлялся с пересадкой в Сабетте (вахтовый посёлок и одноимённый аэропорт и одноимённый морской порт). К слову, просто так туда тоже не добраться - только по заранее согласованным спискам, так как данный пункт назначения не посёлок в привычном «гражданском» понимании, а вахтовый, на территории реализации крупного инфраструктурного проекта «Ямал-СПГ» по добыче и сжижению природного газа.

По этим причинам состав пассажиров – преимущественно вахтовики, малыми и большими группами от разных компаний. Перелет из Москвы занимает чуть более 3 часов.

Обычно диспетчеры подрядчиков подбирают рейсы так, чтобы далее можно было улететь без долгого ожидания (на обратном пути именно так и произошло, «с рейса на рейс»), тем более что в самой Сабетте производственных задач у нас не было. Но северная погода зачастую непредсказуема в краткосрочном планировании, и нам пришлось задержаться на несколько дней.

3_samolet_na_sabettu.jpg

Посадка на рейс «Москва – Сабетта»
Посадка на рейс «Москва – Сабетта»

Как я уже отмечал, территория самого посёлка закрытая, поэтому вопросы размещения и перемещения решались организованно диспетчерами, с формированием списков на заезд – выезд. Естественно, не обошлось без повторного экспресс-тестирования на коронавирус.

4_arprt_sabetta.jpg

Международный аэропорт Сабетта – в числе самых северных аэропортов России
Международный аэропорт Сабетта – в числе самых северных аэропортов России

Нас разместили в небольшом вахтовом городке в стороне от основного поселка, поэтому самое сердце Сабетты и её морской порт увидеть не удалось. В течение 3 дней приходилось ежедневно организованно ездить на вахтовках в аэропорт, ждать запланированный рейс, потом ждать его же отложенный, потом после отмены возвращаться в общежитие вахтового городка на ужин и ночёвку.

Впервые поселок Сабетта заложили геологи в 1982 году. В 80-е годы прошлого века на севере Сибири шла активная геологоразведка, выполняя задачи поиска новых месторождений нефти и газа и наращивания подтвержденных запасов углеводородного сырья. В хозяйственном плане образовывались новые экспедиции, новые подразделения под управлением Главтюменьгеологии. Так, в 1980 г. в связи с увеличением объема буровых работ на севере Тюменской области, образована Тамбейская нефтегазоразведочная экспедиция глубокого бурения. Изначально базировалась в г. Лабытнанги, а после строительства и обустройства – в поселке Сабетта на востоке Ямала, на побережье Обской губы. Название вновь образованный поселок получил по названию реки Сабетта-Яха, в устье которой и был заложен.  Подробной дальнейшей истории отыскать не удалось, но известно, что в 2006 г. п. Сабетта с числом жителей 19 человек был упразднен наряду с другими населёнными пунктами. И казалось бы, его история подвергнется забвению. Но не тут-то было: через пять лет, в 2011 году здесь было решено возродить поселок, который станет опорным пунктом для развития крупного проекта с международным участием «Ямал-СПГ», сердцем которого стал завод по сжижению природного газа. Строительство велось весьма стремительно: в 2012 г. заложен морской порт, который уже через год принял первые суда, в 2013 г. первые самолёты принял вновь построенный аэропорт, в 2017 г. заработал сам завод, старт производству дал лично Президент России Владимир Путин на торжественном мероприятии. В настоящее время поселок имеет всю необходимую производственную инфраструктуру. Численность населения - величина непостоянная, но из открытых источников указано, что на пике строительства вахтовым методом трудилось около 35 000 человек, сейчас среднее постоянное число жителей  порядка 8000 человек.

Ну вот наконец-то погода успокоилась и перелёты разрешили. Следующий рейс был до аэропорта «Утренний», расположенного на Гыданском полуострове. Ямал и Гыдан разделены Обской губой Карского моря.

6_vid_iz_okna_oshchagi.jpg

Улица вахтового городка. На эстакадах размещены все инженерные коммуникации, так как здесь зона многолетнемёрзлых грунтов (т.н. «вечная мерзлота»)
Улица вахтового городка. На эстакадах размещены все инженерные коммуникации, так как здесь зона многолетнемёрзлых грунтов (т.н. «вечная мерзлота»)

Еще 20 минут перелета плюс досмотр багажа, и вот мы почти на месте, нас встречают коллеги на автомобиле организации. Почти – потому что еще нужно добраться до места базирования – в один из вахтовых городков. Заселение в общежитие, решение оргвопросов, планирование выездов на точки отбора, подготовка инструментов и инвентаря.

10_rgo_shevron_arprt.jpg

Ожидание посадки на рейс «Сабетта-Утренний»
Ожидание посадки на рейс «Сабетта-Утренний»

Сфера приложения труда

Работа наша заключалась в следующем. Организация выполняет долгосрочный экомониторинг территории. Заранее была проведена большая и глубокая работа по экологическим и другим видам изысканий несколькими организациями, еще до начала строительства инфраструктуры. Определены скажем так «болевые точки». Составлена программа исследований: зафиксированы конкретные постоянные места отбора, перечень компонентов окружающей среды, перечень загрязнителей, которые нужно контролировать, а также частота, периодичность их отбора. В эту командировку нашей группе из двух человек достался отбор нескольких десятков проб воды: на водозаборах, на водосбросах после комплексной очистки, а также фоновые. Нужно было отобрать, замаркировать, у части проб провести консервацию, в конце – отправить «на базу», где дальше их направляют в лаборатории на исследования.

14_trekol_solnce.jpg

Почти у моря. На берегу возле устья одной из речек, впадающих в Обскую губу
Почти у моря. На берегу возле устья одной из речек, впадающих в Обскую губу

Далее наступает этап камеральной обработки: анализируют, сравнивают с нормативами, вносят в единую систему, оценивают динамику и прочее. Так как всё скованно льдом (кроме непосредственно точек водозабора и водосброса) дополнительно потребовался ледобур и пешня. Работать приходилось в специфичных условиях: температура воздуха номинально была примерно минус 25 – минус 30 градусов, вроде бы не критично, но вот близкое расположение моря (Обская губа Карского моря) и общая приближенность к Северному Ледовитому океану предопределяло высокую влажность – от 75 до 85% зафиксированных нами. Дополнительно постоянный ветер от 8 до 10 и более метров секунду. В общем, пофотографировать много не получилось, так как более 10 секунд без перчаток было уже очень некомфортно.

15_u_lunki.jpg

Примерно так выглядит начало процесса
Примерно так выглядит начало процесса

Тем не менее, немного сноровки, теплая одежда, подстраховка друг друга, и работа спорилась.

О территории

Гыданский полуостров расположен на севере Западно-Сибирской равнины. С запада омывается Обской и Тазовской губами Карского моря, с востока – Енисейским заливом того же Карского моря. Административно территория полуострова разделена между Ямало-Ненецким автономным округом и Красноярским краем. На северной окраине расположен государственный природный заповедник «Гыданский». Рельеф представлен холмистой равниной, чередуются небольшие возвышенности и заболоченные низины. Гидрографическая сеть хорошо развита – многочисленные меандрирующие реки и их притоки, а также озера создают мозаичные биотопы и различные условия для флоры и фауны, одновременно с этим затрудняют хозяйственное освоение территории. Климат здесь континентальный арктический с суровой продолжительной зимой (около 8 месяцев), длительным залеганием снежного покрова (более 260 дней), лето на Гыдане короткое и весьма прохладное, температуры редко поднимаются выше +10 0С. Характерные признаки – небольшая высота солнца, наличие полярной ночи и полярного дня, повсеместное распространение многолетнемерзлых грунтов (ММГ), которые по-простому называют «вечной мерзлотой». Также укрупнённо эту территорию называют Заполярье, Арктика, ну или более замудренным – циркумполярная территория.

20_sovetskaya_skvazhina.jpg

Советская разведочная скважина, словно памятник труду в суровых условиях
Советская разведочная скважина, словно памятник труду в суровых условиях

По классификации природных зон здесь тундровая зона. Однако и тундра не однообразна: даже на относительно небольшом Гыданском полуострове различают с юга на север соответственно южную, типичную и арктическую подзоны. Правда, чтобы наглядно увидеть разницу, здесь нужно побывать в летний период.

Экологические исследования Гыданского полуострова проводились начиная с 1960-1970-ых годов, параллельно с геологической разведкой, поиском месторождений углеводородного сырья. В настоящее время экологические исследования продолжаются, как в форме экомониторинга, так и в форме тематических экспедиций. Изучаются наземные компоненты окружающей среды, проводятся морские исследования, мониторинг ледовой обстановки и многое другое. Например, предложен прикладной мониторинг мест концентрации бельков (детенышей тюленей) в период размножения для изменения маршрутов ледокольных судов с целью минимизации негативного воздействия, пока детеныши в первые дни жизни малоподвижны и чрезмерно уязвимы. И таких примеров можно приводить много. Такими исследованиями заняты как ВУЗы, так и научно-исследовательские институты, некоммерческие организации, в том числе по заказу компаний, занимающихся газо- и нефтедобычей. В настоящее время все понимают важность сохранения окружающей среды, а Арктика очень уязвима и весьма чувствительно к антропогенному воздействию вследствие хозяйственного освоения. В прикладном плане, например, строительство площадных объектов и линейных (дороги, трубопроводы), осуществляется строго по проектам, и транспортные коридоры используются только в своих границах. В числе прочих исследований есть такие: динамика восстановления тундровой растительности, нарушенной по траковому следу (от траков вездеходов). На объектах, вводимых в эксплуатацию, да и на строящихся проводится производственный экологический мониторинг.

Танец песца

Несмотря на суровость климата, животный и растительный мир относительно разнообразен. Конечно, в полной мере его пестрота проявляется в теплый период. Но и зимой эта белая пустыня не безжизненна. Флора северной части полуострова насчитывает порядка 200 видов, что достаточно скудно по сравнению с другими природными зонами, представлена преимущественно мохово-лишайниковым покровом, чередующимся с осоковыми травами и карликовыми стелющимися кустарниками. К югу полуострова появляется древесная северная растительность, кустарниковое редколесье лесотундры.

21_iva_s_lineykoy.jpg

Согласно приложению iNaturalist, ива мохнатая (Salix lanata)
Согласно приложению iNaturalist, ива мохнатая (Salix lanata)

Из животных распространены грызуны лемминги, волки, песцы, северные олени, лисицы, белые куропатки, летом прилетают на гнездовье целые стаи птиц. Ученые насчитывают в Гыданской тундре и на морском побережье 36 видов птиц, в водоемах и реках до 25 видов пресноводных рыб. Большое число охраняемых объектов животного и растительного мира, нуждающихся в охране. Древний животный и растительный мир еще предстоит изучить, так как «вечная мерзлота» хранит еще много тайн, периодически приоткрывая их: на просторах полуострова найдено несколько скелетов мамонтов, как в советское время, так и в современности.

Но возвращаясь от мамонтов в наши дни, стоит сказать, что хищники на территории встречаются. В общежитиях по этому случаю висят соответствующие памятки. И выходя на маршруты за пределы объектов, нужно соблюдать меры предосторожности.

С дикими животными главная заповедь пожалуй «Не корми». К слову, чаще всего людям на глаза попадаются вездесущие песцы, отличающиеся юркостью, быстротой и определеной наглостью, ведь холодно, а кушать хочется. Главное, находиться друг от друга на расстоянии.

24_pesec_tancor.jpg

Любознательный песец рядом с местом отбора проб
Любознательный песец рядом с местом отбора проб

Однажды на очередной точке отбора проб воды, уже когда отобрали и сворачивались, заметили песца, бегающего по кругу вокруг места отбора. Держался он на расстоянии 30-100 м. На белоснежной поверхности этого мастера маскировки выдавали только черные глазёнки и слегка черные кончики ушей. Зверёк был очень настойчивый, не останавливался ни на минуту, постоянно в движении. Почему-то, глядя на него, у меня сложилась ассоциация с Мухаммедом Али – «порхай как бабочка, жаль как пчела», он постоянно переминался с лапы на лапу, перемещался зигзагами и по петляющей траектории. Когда перед уходом фотографировали внезапного гостя, он даже переваливался на снегу с боку на бок, может быть позировал, не знаю. Как только мы собрались и удалились с места отбора к машинам, этот парень тщательно обнюхал наше место, включая лунку с водой, но не обнаружив ничего съестного, двинулся к дороге. Предполагаю, что у зверька всё же сложилась взаимосвязь «люди – шанс что-нибудь поесть», потому что он нас преследовал до самой дороги. Уезжая, заметили убегающего его в сторону строительства площадки эстакад. Вероятно, обидевшись на жадных экологов, отправился поискать вкусняшек у более добрых строителей, как знать.

Каков «жит-быт»?

Нет, мы не жили ни в каких палатках. Когда-то на первых этапах освоения рабочие жили в балкАх (балок – строительный вагончик на несколько человек). Сейчас обустроены вахтовые городки с общежитиями, столовыми, административным корпусом, медпунктом, баней и даже спортзалом. В общежитиях имеются сушилки для одежды и обуви на каждом этаже, комнаты отдыха, постирочные.

Помещения достаточно теплые, насколько возможно комфортные, обслуживающий персонал следит за чистотой и своевременным ремонтом. В столовых питание разнообразное, вкусное и сытное, достаточно недорогое. Имеется магазинчик с незначительным ассортиментом самого необходимого, если кому-то нужно что-то сладкое, покурить и т.п. В магазинчиках цены на продукты значительно выше, сказывается сложная логистика.

Немного напрягают антиковидные меры, но люди уже привыкли: и к дистанции и к вездесущим маскам. 

Повсеместно строгий сухой закон. Об этом предупреждают на первоначальном инструктаже, проводится тщательный досмотр багажа и ручной клади в аэропорту и дополнительно осмотр на КПП в вахтовые городки. Люди приезжают сюда работать, но изредка, по слухам, кто-то нарушает правила и очень зря – штраф за нарушение антиалкогольного правила – несколько зарплат, с окончательной «депортацией» домой.

27_obshchaga_gydan.jpg

Вполне комфортные комнаты в ИТР-овском общежитии
Вполне комфортные комнаты в ИТР-овском общежитии

Территория Гыданского полуострова – традиционные пространства для оленеводства, которым до сих пор промышляют коренные народы, самые многочисленные из которых ненцы. Они продолжают кочевать по тундре со своими оленьими стадами. Известно, что при проектировании трубопроводов и строительных объектов учитывается мнение кочевых общин, выясняются пути миграций как диких оленей, так и домашних, в таких местах трубу прокладывают по надземным эстакадам. За период командировки пару раз отдалённо видели ненцев на снегоходах с деревянными нартами, в традиционной зимней одежде из оленьих шкур. Но вообще по договору и инструктажу, тесно контактировать запрещено, видимо чтобы случайно не заразить местных.

Вместо послесловия.

А видел ли ты северное сияние? Пожалуй самый распространенный вопрос к человеку, побывавшему за Полярным кругом. Один раз увидеть Aurora Borealis удалось, когда возвращались по темну после рабочего дня, но оно было нечетким из-за облачной дымки и несильным свечением. После я пытался «поймать» сияние, смотрел сайты прогноза магнитной интенсивности, по будильнику вставал ночью, но повторно лицезреть не удалось. Видимо, придётся возвращаться снова.

В качестве рекомендаций. Если вы впервые собираетесь в арктический регион, заранее посмотрите долгосрочный прогноз погоды с оценкой температур, ветров, влажности; поищите в сети рассказы, отчеты людей, там побывавших. В зимний период в одежде важна многослойность. Всё зависит от вашего бюджета, но самый стандартный набор: термобельё – флис – внешний теплый защитный слой. У спецодежды есть маркировка «Тн» и «Тнв» - защита от низких температур и низких температур и ветра, внимательно посмотрите нижний предел температур. Хорошо, если флис имеется и тонкий и более теплый. Очень выручит вас снуд или гейтор, утепляющий шейный отдел. Весьма кстати может оказаться балаклава. Специальные горные очки защитят ваши глаза не только от сильного холодного ветра, но и от яркого солнца, которое отражается от снежной поверхности. Перчатки (утепленные, горные, лыжные с непродуваемым слоем) лучше взять несколько пар, и с собой запасные прихватить в рюкзак, а также иметь в кармане обычные тканевые хозяйственные. Кстати, если планируете часто фотографировать, или что-то делать с частым снятием – надеванием перчаток, выбирайте с резинкой на запястье, ну или пришейте сами, так намного удобнее. Телефон, фотоаппарат, запасные батарейки к навигатору, аккумуляторы к фотоаппарату, фонарю, для их работоспособности придется держать во внутренних карманах ближе к телу, потому много карманов будет преимуществом. Обувь выбирайте с небольшим запасом по размеру – с учетом шерстяного носка или из современных материалов, но и должна быть определенная небольшая степень свободы ноги. Меня выручили обычные шерстяные носки,  они продолжают греть ногу, даже если по каким-то причинам слегка замочили. При поездках или путешествиях учитывайте, что привычный дома интернет может закончиться за воротами аэропорта или вокзала. Поэтому, для своего досуга заранее скачайте электронные или аудиокниги, какие-либо приложения для чтения или иное. Попробуйте через форумы или соцсети узнать, какой оператор связи более оптимален на ваших маршрутах. И прихватите внешний аккумулятор для телефона.
Ну и конечно, нужно хорошее настроение, бодрость, любознательность.
 

Желаю Вам интересных запоминающихся путешествий! А Арктике говорю «до новых встреч»


Член Пензенского областного отделения РГО Владимир Береснев, фотоматериал Владимира Береснева