"Гардарика" - из прошлого в будущее

Подписка на RSS - "Гардарика" - из прошлого в будущее
Рерих. Заморские гости

Пантюшов И.В., председатель Пензенского областного отделения Русского географического общества

Крысин М.Ю., к.и.н., член Пензенского областного отделения РГО

 

Гардарика – Страна городов

Слово «Гардарика» (староскандинав. Garðaríki, староисланд. Garðaríki, норв. Gardarike, швед. Gårdarike) можно перевести как «Страна городов» или «Царство городов». «Гарда» (старонорвежское, староисландское: garðar) обозначало город или замок, то есть обнесенное стеной пространство. На древнеславянском это произносилось как «горд», на старославянском – «град», но и скандинавское, и славянское понятия восходили к одному и тому же древнему индоевропейскому корню. Скандинавское слово «ríki» означало страну, царство.

С VIII-IX вв. это имя применялось к северным славянским землям, включая цепь крепостей вдоль р.Волхов от Любши до Старой Ладоги, а также города Верхнего Поволжья и другие земли. Столицей Гардарики считался Новгород. В Средние века, с XII века, слово Гардарика стало названием всей Руси в Северной Европе.

prezentatsia_gardarika_2024-03-06_005.jpg


«Город строят». Картина Н.К.Рериха, 1909 г.

…Предыстория появления Страны городов такова. В 455-476 гг. н.э., когда пала Римская империя, наступила «эпохой переселения народов», длившаяся примерно с 400 по 600 гг. По всей Европе рыскали германские племена, пришедшие из дальних краев в поисках богатств и плодородных земель (если удавалось, изгоняя с них прежних хозяев). Эти времена стали периодом процветания для викингов и их внешней торговли: германцы и другие народы платили купцам за товары римским золотом. Острова Готланд, Эланд и Борнхольм стали главными торговыми центрами на Балтике. Процветание викингов продолжалось примерно до 800 года. Затем – внешняя торговля пришла в упадок – созданные на руинах Римской империи государства дробились на мелкие нежизнеспособные феодальные владения, а оставшееся от римлян золото как главное платежное средство подошло к концу. Викинги стали отправляться в грабительские набеги, шли наёмниками к иноземным правителям или отправлялись в дальние плавания искать другие богатые края, чтобы там основать свои поселения. Многие устремились искать новые торговые пути. Теперь викингов влекло арабское серебро и страны далеко на юге и на востоке.

На юго-востоке от Балтики находились земли славян – богатые лесами, плодородными лугами, пушным зверем, городами, которые служили центрами ремесел и торговли, и реками в качестве торговых путей. Кризис в торговле скандинавских купцов на Балтике стал началом постепенного расцвета Древней Руси. С VIII века скандинавские купцы и воины стали осваивать торговые пути вдоль Двины и Волги и основывать свои поселения вдоль рек – Волхова на севере и Днепра на юге, в том числе в Ладоге в 750 году. (В Константинополе наёмников называли «варангами», а на Руси всех викингов стали звать «варягами»). А с 864 года, когда Рюрик был приглашен на княжение в Новгородское княжество, образовалось славянорусское государство – Новгородская Русь. К 884 году в её состав вошло и Киевское княжество.

Основным источником первых упоминаний о Стране городов служат древнескандинавские саги и западноевропейские летописи. Так, впервые слово «Гардарика» упоминается в «Саге о Хорвер» (Хервёр) XIII века, описывающей наполовину реальные, наполовину мифические события IV-XII веков времен войн гуннов с готами. В первой части рассказывается о том, как дева-воительница Хервёр, дочь Ангантюра, получила на могиле отца «чудесный меч Тюрфинг», выкованный гномами для конунга Гардарики по имени Сирглами. Есть несколько версий этой саги, отличных по содержанию. А в ХХ веке эта сага стала одним из источников, побудивших Дж.Р.Толкина создать свою сказочную эпопею «Властелин колец».

Сведения о древнерусских городах есть и в «Баварском географе» (лат.: Geographus Bavarus) – германском документе, составленном в IX веке. Число городов впечатляет: «Уличи народ многочисленный, у них – 318 городов, Бужане имеют 231 город, Волыняне – 70, Северяне – 250 городов…». И это лишь малая часть этого списка: всего автор «Баварского географа» насчитывает у славян около 4000 городов. Этот документ, известный также как «Восточнофранкская таблица племен» (нем.: Ostfraenkische Voelkertafel), предположительно, был составлен между 829 и 850 гг. В нем содержится перечень славянских областей, расположенных к востоку от Франкского государства. Документ этот и сегодня хранится в Мюнхене в Баварской государственной библиотеке. В летописных источниках говорится также о «многих гардарах» на Рязанщине и Черниговщине.

В «Славянской хронике» (Chronica Slavorum) Гельмольда XII века дается краткая, но емкая характеристика скандинавских и славянских народов (Славии) в период германской колонизации земель к востоку от Эльбы. Её начал католический миссионер Гельмольд, после него в 1171-1209 гг. хронику продолжил аббат Арнольд Любекский. «Много славянских племен живет на берегу Балтийского моря, – пишет Гельмольд. – Море это простирается от Западного океана[1] к востоку и Балтийским называется потому, что тянется длинной полосой, подобно поясу[2], через земли скифов[3] до самой Греции. Это же море называется Варварским, или Скифским, морем по варварским народам, страны которых омывает»[4]. «Вокруг этого моря сидят многие народы. Ибо северное его побережье и все острова возле него держат даны и свеоны[5], которых мы зовем нортманнами[6], южный берег населяют племена славян, из которых первыми от востока идут русы, затем полоны, имеющие соседями с севера прусов, с юга — богемцев, и тех, которые зовутся моравами, каринтийцами и сорабами». А «если прибавить к Славянии, как того хотят некоторые, угров, так как они не отличаются от них ни по внешнему виду, ни по языку»[7], то пределы земли, занимаемой славянским народом, так расширятся, что почти невозможно будет ее описать».

С XI века понятие «Гардарика» появляется на рунных камнях в Швеции, а с XIII века – в исландских сагах. В скандинавских сагах среди городов Гардарики прежде всего упоминаются: Ладога (Aldeigjuborg); Новгород (Hólmgarðr); Киев (Koenugarðr); Муром (Móramar); Полоцк (Pallteskja); Ростов (Ráðstofa); Смоленск (Smaleskja); Суздаль (Súrdalar). Уже во второй половине XI века на Руси имелось 42 крупных города, к XII веку – более 230 городов и поселений городского типа (по некоторым данным – около 400). Понятно, что такое количество городов и крепостей не могло появиться на пустом месте. Далеко не каждое европейское государство могло похвастаться таким уровнем развития, какое к тому времени достигла Русь.

Русь Х века была для викингов поистине «Страной городов» – «Гардарикой». В Скандинавии Х века городов практически не было – в те времена там преобладали сельские поселения наподобие хуторов, а вся цивилизация викингов была связана в то время в основном с мореплаванием, войной и торговлей.

 

«Путь из варяг в греки»: основа процветания и развития городов Древней Руси

Города служили, в первую очередь, центрами обмена или купли-продажи. Поэтому они возникали вдоль транспортных торговых и культурных путей, проходивших по рекам. Торгово-ремесленные поселения возникали на важнейших водных магистралях – Днепре, Волхове, Волге, Десне и др. реках. Все (или как минимум большинство) этих поселений имели земляные укрепления – валы и рвы. Многие из них стали основой для будущих городов Ладога, Гнездово, Тимерево, Сарское, Михайловское городища, Шестовицы и некоторые др. (и это только на примере Новгородского княжества). Промыслы, ремесла, производство и, конечно, торговые пути для сбыта этой продукции и ввоза иноземных товаров были основой процветания древнерусских городов. Одновременно города служили крепостями для защиты от вражеских набегов

Так возник «путь из варяг в греки» как условное название речного транспортного пути из Балтийского моря в Черное. Еще в начале нашей эры, согласно греческим письменным источникам, славяне освоили водный путь по Днепру. В VI-VII вв. восточные славяне ходили по Днепру в Черное море, проходили проливы Босфор и Дарданеллы и выходили в Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря. Но развитие знаменитого пути «из варяг в греки», соединившего Черное и Балтийское моря, началось позднее.

Одно из старейших древнерусских упоминаний о пути «из варяг в греки» содержится в «Повести временных лет» Нестора: «…Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море... Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское [«Хвалынское», ныне – Каспийское море]. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова».

По словам академика Д.С.Лихачёва, этот торговый путь «был в Европе наиболее важным вплоть до XII века, когда европейская торговля между югом и севером переместилась на запад». «В целом, путь «из варяг в греки» стал магистральным как для формирования древнерусского государства, так и для торгового и культурного обмена между северными и южными странами, – говорит Илгарт Зейбертс, председатель правления Балтийского географического общества. – Он пережил свой расцвет при древнерусских князьях Святославе и Владимире Святом в X–XI веках, а окончательно лишился своего значения после захвата Нижнего и Среднего Поднепровья во время монгольского нашествия. …Путь «из варяг в греки» стал осью, вокруг которой складывалась и укреплялась Древняя Русь».

Иностранные купцы и географы стали называть Черное море «Русским морем». Такое название продержалось на итальянских картах до XV-XVI веков. Интересно, что и Балтийское море (которое Гельмольд называет «Скифским» или «Варварским») называлось также Славянским, а потом Венедским – по имени венедов (вендов, венетов) – одного из племен прибалтийских славян. Исконные венеды (лат. Veneti) были индоевропейским народом, впоследствии исчезнувшим; они говорили на древнем венетском языке, занимавшем промежуточное положение между кельто-италийскими и иллирийскими языками. Они оставили свое имя городу Венеция в Италии (немецкое название Венеции – Venedig, то есть «Венедский город»). Было также кельтское племя венедов (лат. Veneti) на юге полуострова Бретань во Франции (тогдашней Галлии). По мнению современных ученых, венедами называли в Хазарском каганате славянское племя вятичей. Трудно сказать, кто здесь прав. Во всяком случае, венеды оставили свое имя не только итальянской Венеции. Немецкие крестоносцы окрестили латышский Цесис именем «Венден», а в эстонском и финском языках до сих пор шведов называют «роотси» (rootsi), то есть «руссы», а русских – «вене» (vene) по имени тех же венедов. Позднее Балтику стали называть Варяжским морем.

В Древней Руси существовало несколько типов судов. Прежде всего, дощатые ладьи – один из самых распространенных в Европе типов судов. Славянские ладьи практически не отличались от ладей варягов – разве что украшением на носу. Судя по найденным в Старой Ладоге доскам обшивки, железным заклепкам и Т-образным стойкам судового навеса (такие стойки использовались на судах викингов, в частности, на одной из самых знаменитых из сохранившихся ладье из Гокстада), ладьи использовались в Древней Руси с IX века. А с Х века следы таких судов обнаруживали во многих городах, в том числе в Новгороде, Гнёздово, Киеве и др.

Торговых путей по рекам Руси было несколько.

Западный водный путь проходил от Черного моря по Днепру через Киев, Любеч и Смоленск, Чернигов на Десне, а далее – по Западной Двине (Даугава) через Полоцк и по Ловати через Новгород, Ладогу, озеро Нево (Ладожское) и по реке Волхов к озеру Ильмень, Пскову и Изборску. Как по Западной Двине, так и по Неве, можно было выйти в Балтийское море. О торговых путях между Балтикой и Каспием свидетельствует то, что янтарь, привезенный с берегов Курляндии (нынешней Латвии) археологи находили даже в Дагестане. Химический и радиоуглеродный анализ подтвердили, что этот янтарь происходит с берегов Курляндии (ныне Курземе, Латвия). А в Курляндии археологи находили персидское оружие.

Великий Волжский путь шел из Новгорода до озера Ильмень, далее вверх по реке Ловать, а затем через город Волок (Верхний Волочок в верховье Западной Двины, названный так именно потому, что там испокон веков был волок) к Ростову Великому на озере Неро. Второй путь проходил от Новгорода и Ладоги по реке Свирь через озеро Онега (Онежское) и Белоозеро тоже к верховьям Волги. Отсюда суда везли товары по Волге через город Булгар и Хазарский каганат в Каспийское море. Волга, по которой шел Великий волжский торговый путь к Каспию, называлась «Славянской рекой».

Известна была и река Сура как приток Волги, хотя ни славян, ни христиан здесь не было еще до XVI века. Однако Сурский край имеет богатую дохристианскую историю. Во времена раннего Средневековья вдоль течения Суры и её притоков имелось как минимум девять городов мордвы и шесть городов буртасов, не считая крупных селений (по данным на 1982 год). С тех пор археологи обнаруживают все новые древние города на земле Пензенской области – например, Золотарёвское городище – некогда пограничный город Волжской Болгарии в верховьях Суры, относящийся к III-IV и VIII-XIII вв. и разрушенный при монгольском вторжении.

И, наконец, еще один водный торговый путь проходил из Новгорода и Киева на Волгу. Спустившись к устью Днепра, купцы выходили в Черное (Русское) море, огибали Крымский полуостров и входили в Азовское море (на Руси его называли Сурожским морем). Отсюда они шли вверх по течению Дона и у излучины Дона разгружали свои ладьи, чтобы доставить товар к Волге, там перегрузить его на другие суда и спуститься по Волге на юг, в Каспийское море. Именно таким путем тверской купец Афанасий Никитин через Каспий достиг Ирана, а оттуда – Персидского залива и Индии. На родину он вернулся через Черное море и Крым по Днепру до Смоленска.

Морские и речные транспортные пути способствовали экономическому благополучию и политическому объединению славянорусских княжеств. Кроме того, они принесли Древней Руси христианство, приобщили к христианской цивилизации. И, вероятно, сыграли немаловажную роль в защите от экспансии римско-католической церкви в северных и западных княжествах Руси.

 

Установление христианства на Руси

Что представлял собой древнерусский город? В центре города находился «детинец» или «днешний град», как его именовали в летописях с XI века. Позднее его стали называть «кремль» (предположительно от греческого «кремнос», то есть «крутизна, высокий берег реки или оврага», или же «крепость внутри города». Вокруг детинца (кремля) обычно располагался укрепленный «окольный город» или неукрепленный посад. Кремлями называли и некоторые монастыри, которые специально располагались по рубежам владений.

«Русские кремли развивались в иной среде, – пишут западные историки, в их числе Ч.Стивенсон, – и их история отличается от истории их европейских собратьев. Морозные зимы, замерзшие реки и ледяные поля служили здесь фоном для развития приемов ведения войны. К тому же Россия подвергалась постоянным нападениям... По всей территории России происходили великие сражения. …Русские кремли продолжали использоваться гораздо дольше, чем европейские замки, почти до конца XVII века… В России продолжали традицию возведения высоких стен и башен, поскольку их функции были намного шире, чем у их современников в Европе».

В период раннего Средневековья многие русские крепости строились из дерева – отчасти из-за недостатка камня. Это явление было характерно для всей Европы. Например, в Британии и на континенте феодальные замки тоже были деревянными, а перестраивать их в камне начали на рубеже XI-XII вв. В Скандинавии в XI-XIV вв. все церкви были деревянными. Их называли «ставкирке», то есть «бревенчатая церковь», от древнего индоевропейского слова «stav» (одного корня с русским «ствол» или «ставить»), а слово «kirke», как и русское слово «церковь», происходило от латинского слова «cirkulus», т.е. «круг». В России примером деревянного церковного архитектурного зодчества служат Кижи, в Норвегии – деревянная церковь в Урнесе (оба являются памятником Международного наследия ЮНЕСКО).

Собор, храм или церковь, а часто и целый монастырский комплекс составляли сердце древнерусского города. Именно они прежде всего строились или перестраивались в камне. В период войны церкви служили убежищем для жителей города. И лишь после сооружения церкви обычно строился каменный кремль.

murom.jpg


Муром

Принятие христианства на Руси представляло собой длительный процесс, происходивший с X-XII веков было политической мерой. Во-первых, это позволило Руси войти в христианский мир Европы, что было важно для установления отношений с другими странами, а следовательно и для торговли. Наиболее известный пример из них - Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, ставшая королевой Франции.

Во-вторых, эта мера должна была скрепить политический союз Руси и Византии, которую считали «Вторым Римом» и оплотом христианства. Принятие христианства и покровительство Византии были важны для торговли со Средиземноморьем и Балтикой.

В-третьих, христианство служило сдерживающим фактором для германских рыцарей-крестоносцев, мечтавших о колонизации Руси.

В упомянутой выше «Славянской хронике» Гельмольда XII века говорится: «Все эти народы, кроме прусов, украшены именем христиан. Давно уже обратилась в веру Русь. «Даны называют Русь также Острогардом[8] по той причине, что, будучи расположена на востоке, она изобилует всеми благами. […] С помощью каких учителей пришли они [русы] к вере, об этом у меня мало сведений, кроме того, что во всех обрядах своих они, кажется, предпочитают больше подражать грекам, чем латинянам. Ибо Русское море[9] самым кратким путем приводит в Грецию».

Как раз в XII-XIII вв., католические миссионеры и рыцарские ордена – Орден меченосцев и Ливонский орден – вели активную колонизацию восточных земель к югу и к востоку от Балтики. В частности, и Гельмольд, и продолживший его рукопись аббат Арнольд Любекский собирали сведения для этой будущей колонизации.

В 1204 году европейские крестоносцы захватили и разграбили Константинополь и захватили христианскую Византию. Три года спустя папа Иннокентий III обратился ко всем русским архипастырям, духовенству и народу» покориться апостольскому седалищу», то есть принять римско-католическую веру.

Но все папские посольства и обращения были отвергнуты. И тогда на Русь устремились орды крестоносцев. Ватикану больше не нужно было искать повод для крестового похода против христиан-руссов. 9 декабря 1237 году новый папа Римский Григорий IX повелел епископу Упсальскому «возвестить крестовый поход против язычников-финнов и русских» (Новгородского и Псковского княжеств). Папа Григорий IX именем Всевышнего обещал отпущение грехов всем участникам крестового похода, а погибшим – вечное блаженство. Спустя два года, в 1239 году, в пределы княжества Новгородского вторглось шведское войско во главе с Биргером. Русская рать во главе с Александром Ярославичем разгромила захватчиков на реке Неве. За эту победу сам Александр получил имя «Невский».

Александр Невский, сын князя Переяславльского, племянник князя Суздальского и зять князя Полоцкого, был приглашен на княжение в Новгород. Он предпринял множество усилий для объединения войск русских княжеств, чтобы противостоять угрозе с Запада. Эти попытки далеко не всегда были удачны. Однако в критический момент, 5 апреля 1242 года, войско Александра Невского разгромило войско крестоносцев на Чудском озере.

Несмотря на крестовый поход против Новгорода и Пскова, торговые отношения Руси с Западной Европой продолжались. Согласно подписанному в Ерсикском замке мирному договору 1212 года, были впервые установлены торговые отношения между Полоцким княжеством и городом Ригой, главным городом Ливонии. Следующий договор от 1229 года закрепил торговые отношения Смоленского, Полоцкого и Витебского княжеств с Ливонией и ганзейскими городами Северной Германии. Таким образом, они начались еще за 30 лет до Ледового побоища и длились вплоть до XV века. Русские и ганзейские купеческие корабли продолжали ходить по знаменитому пути «из варяг в греки» – по Западной Двине (Даугаве), вдоль границы стояли межевые камни. Договор гарантировал купцам взаимную безопасность по обе стороны границы и равные условия торговли.

Принятие христианства на Руси позволило торговать и поддерживать дипломатические отношения со странами Западной Европы до тех пор, пока не пала Византия под натиском крестоносцев, а затем – турок. Кроме того, возможно, христианство – вместе с силой русского оружия – позволило предотвратить насильственную германскую колонизацию Руси, благодаря чему славян-руссов не постигла участь других народов южного побережья Балтики.

ya_petrukhin_prizvanie_varyagov.jpg


Картина Петрухина, Варяги

Расширение Руси и торговых путей и Сурский край

…Наступила другая эпоха, XVI век – век великих географических открытий, эпоха расширения Российского государства. Место Новгорода как главного города Руси к тому времени заняла Москва. Началось активное продвижение на восток и северо-восток, освоение Урала и Сибири. Началось продвижение на север и на юг – по рекам, служившим главными и наиболее удобными торговыми путями. Вдоль этих природных транспортных магистралей основывались новые поселения, крепости, города, обещавшие защиту для купцов и их товара.

Продвижению на север и восток служил Камско-Печорский путь с его реками и волоками. Русские – в основном новгородцы и поморы – первыми наряду с викингами начали осваивать просторы Северного Ледовитого океана и Арктику. Уже к XI веку новгородцы вышли к берегам нынешних Белого и Баренцева морей и к землям к западу от Урала. В начале XII века новгородцы освоили земли к западу от Урала (древнее название – Камень) и побывали за Уралом и в Западной Сибири, а к середине того же века туда стали отправляться целые военные отряды. Для передвижения использовались не только реки и волоки между ними, но и морские пути по Баренцеву и Карскому морям. Так в начале XIII века русские вышли на реку Обь. В середине XIII века, новгородцы достигли Кольского полуострова и включили его в состав Новгородского княжества. Примерно в то же самое время, поморы открыли Шпицберген (Грумант) и Новую Землю. Среди наиболее значимых событий – экспедиция Ермака, снаряженная на деньги уральских промышленников из Новгорода Строгановых и покорение Сибирского ханства (между Камой и Чусовой) в 1582 г.; основание города Мангазеи в 1600-1601 гг. экспедициями Шаховского, Хрипунова и Масальского на Тазовской губе – важной промышленной базы для купцов, направлявшихся на Енисей и Лену, к которой вел и морской путь; создание застав на Югорском Шаре и Ямалском волоке; экспедиции Суздальских князей по речной системе реки Печоры; экспедиции тобольского казака Роброва по Лене к Северному Ледовитому океану в 1633 и 1642 гг.; сотника Елисея Бузы из Якутска от устья Лены до Оленека в 1636-1642 гг.; экспедиции казака Ивана Ерастова из Красноярска от устья Индигирки до устья Алазеи и Колымы и казачьего десятника Стадухина, основавшего в 1644 г. Нижнеколымский острог; экспедиция Пояркова по Лене, Алдану и Амуру в 1643-1647 гг.; плавание Семёна Дежнёва вдоль берегов Северного Ледовитого океана, и многие другие.

На юго-востоке Волга, как один из главных торговых путей, обрастала новыми пограничными засеками, крепостями, городами. Сурский край находился как раз на стыке цивилизаций – Волжская Болгария, Хазария, города и поселения мордвы, буртасов, татар, чувашей. К XVII веку канул в прошлое Хазарский каганат, пала под натиском монголов Волжская Болгария, в состав России вошли Казанское и Астраханское ханства. Но их народы остались, как и их самобытная этническая культура, и влились в огромный российский народ.

htmlconvd-dm6ic8_html_6f7aaca864c50ce7.jpg


Летники - традиционная русская средневекова одежда горожанок

Степи, как прежде моря, оставались ничейной землей. Первоначально не ради защиты торговли, а ради защиты границ государства от степных кочевников, было приказано организовать в Среднем Поволжье так наз. «сторожи» (конные патрули числом 4-10 чел.) и «станицы» (конные отряды численностью 60-100 чел.). В их обязанности входило следить за любыми передвижениями в степи на случай, если враг решит двинуться в сторону русских городов. Эта система охраны границ Русского государства существовала еще с X века. При Иване IV в 1571 году воеводой М.И.Воротынским было разработано «Уложение о станичной и сторожевой службе».

В стратегически важных пунктах создавались крепости и укрепленные поселения и засеки. Например, в 1521 году был построен город-крепость Наровчат – крепость высотой более 4 метров с 6 башнями, с валом, глубоким рвом и частоколом. Его гарнизон составили казаки Московского выборного полка. Прежде на этом месте существовало поселение в составе Золотой орды, но в 1395 г. его уничтожили войска Тимура, и с тех пор это место пустовало.

Почти столетие спустя, в 1636 году, появился город-крепость Керенск (ныне г.Вадинск) – окруженный рвом и валом. Эти фортификационные сооружения XVI-XVIIвв., по всей видимости, были довольно обширны. Остатки этих рвов и валов еще сорок лет назад можно было видеть у сел Большая Лука, Ягановка, Коповка, Скуратово, а в лесу между Вадинском и Кармалейкой вал сохранился почти в первозданном виде.

Следом за ним в 1639 г. появились еще две крепости - Нижний и Верхний Ломов. Нижний Ломов представлял собой особенно мощную крепость – его стены имели 8 башен по периметру, а их высота составляла более 22 метров в высоту, что позволяло их использовать как наблюдательные вышки. Кроме того, в нем были две церкви, казарма, канцелярия, тюрьма и склады с припасами. В 10 километрах от него расположилась крепость Верхний Ломов. Ее вооружение включало в себя 10 крепостных пищалей, ядра, 50 пудов пороха и 3 пуда железной дроби. В окрестностях Нижнего Ломова (на участке до Прянзенского пенькозавода) сохранились даже «городки», то есть примыкавшие к крепостному валу 5-угольные площадки, также обнесенные валом и рвом. С точки зрения фортификации, такие бастионные артиллерийские форты сооружались во всей Европе с XVI и вплоть до XVIII вв.

xxxx1009.jpg1_.jpg


Воссозданные летники членами областного отделения РГО , фото Бориса Тишулина

«Дикое поле» по-прежнему простиралось между Доном и Волгой. Города-крепости в степях Поволжья требовались для защиты от крымских татар, грабивших мордовские, татарские и русские селения, а впоследствии – от ногайцев и кубанцев. Эта оборонительная линия тянулась от Керенска (Вадинска), Нижнего и Верхнего Ломова на Инсар, Потиж, Шешкеево, Саранск, Атемар, Сурский острог, Корсун, Юшанск, Симбирск (Ульяновск) и дополняла Белгородскую засечную черту. Позже к ним добавились Саратов, Воронеж, Самара. В 1663 году воевода Ю.Е.Котранский, шляхтич Виленского воеводства на русской службе, по указу царя основал город-крепость Пенза. Расширение государства Российского на юг, на восток, на север продолжалось. И все эти многообразные этнические культуры – привнесенные и местные (их принято называть автохтонными), христианская, мусульманская и множество языческих, скандинавская, прибалтийские, греческие, западно- и восточноевропейские, поволжские, среднеазиатские, кавказские, сибирские – вошли в состав многогранной русской культуры…

 

Источники и литература

  1. Арнольд Любекский. Славянская хроника (Chronica Slavorum). Фрагменты. Книга I, часть 1. С.34. Текст воспроизведен по изданию: Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. Вып. II. Середина XII - середина XIII в. / Пер. М.Б.Свердлова. М. Институт истории АН СССР. 1990. 368 с. Вебсайт «Восточная литература». URL: https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Arnold_Luebeck/text1.phtml?id=8282.
  2. Атлас Пензенской области. М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1982. 33 с.
  3. Баварский географ (Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalen plagam Danubii). Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н.Джаксон, И.Г.Коноваловой и А.В.Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост. пер. и коммент. А.В.Назаренко. М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. 512 с. Вебсайт «Восточная литература». URL: https://vostlit.info/Texts/rus12/Bav_geogr/text.phtml?id=61&ysclid=lvb4p....
  4. Великий князь Александр Невский. СПб: Лениздат, 1992. (Репринтное издание: Хитров М. Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. Подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами. М.: Типография М.Д.Сытина и К°, 1893). 318 с.
  5. Викинги: Набеги с Севера / Пер. с англ. Л.Флорентьева. М.: Терра, 1996. 168 с.
  6. Всемирная история: В 24 томах. Том 11: Развитие государств Восточной Европы / А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. Минск: Литература, 1997. 592 с.
  7. Дубровин Г.Е., Окороков А.В., Старков В.Ф., Черносвитов П.Ю. История северорусского судостроения. СПб, 2001.
  8. Зейберт И.А., д-р экономики, председатель правления Балтийского географического общества. 810 лет Ерсикскому мирному договору между городом Ригой и Полоцким княжеством // В единстве сила и победа. Сборник / Севастопольское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России» при поддержке Департамента внутренней политики города Севастополя. Севастополь, 2022. С.153-156.
  9. История и культура древнерусского города / Отв.ред. Г.А.Фёдоров-Давыдов. М.: Изд-во МГУ, 1989. 272 с.
  10. Колесников В. Защищали Москву от ногайцев. Какие города в регионе основали раньше Пензы // Еженедельник «Аргументы и факты». №16. АиФ-Пенза. 19 апреля 2023. URL: https://penza.aif.ru/society/zashchishchali_moskvu_ot_nogaycev_kakie_gor....
  11. Краснов В.Г., Дайнес В.О. Русский военно-исторический словарь. М.: ОЛМА-пресс, 2001. 656 с.
  12. Лихачёв Д.С. Крещение Руси и государство Русь. Избранные статьи. URL: http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/kre.htm; архивированная копия: https://web.archive.org/web/20191210193121/http://likhachev.lfond.spb.ru....
  13. Ломоносов М. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года, сочиненная Михайло Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санктпетербургской императорской и королевской Шведской академий наук // Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем. М.: Современник, 1989. С.240-278.
  14. Ломоносов М. «Замечания на диссертацию Г.-Ф.Миллера «Происхождение имени и народа российского» // Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем. М.: Современник, 1989. С.235-239.
  15. Марков С.Н. Вечные следы: Книга о землепроходцах и мореходах. М.: Современник, 1982. 576 с.
  16. Марков С.Н. Земной круг: Книга о землепроходцах и мореходах. М.: Современник, 1976. 624 с.
  17. Мифы Древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней. Саратов: Надежда, 1996. 688 с.
  18. Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем. М.: Современник, 1989. 493 с.
  19. Мясников Г.В. Город-крепость Пенза. Саратов: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение), 1984. 176 с.
  20. Невский В., кандидат географических наук. Послесловие // Верн Ж. История великих путешествий: В трех книгах. Том 3: Путешественники XIX века / Пер. с франц. Е.Лопыревой и Т. и В.Ровенских. М.: Терра, 1993. С.461-473.
  21. Николаев С.Л. Семь ответов на варяжский вопрос // Повесть временных лет / Пер. Д.С.Лихачева, О.В.Творогова. СПб: ВИТА НОВА, 2012. С.398-430. URL: https://ilibrary.ru/text/4339/p.1/index.html?ysclid=lvwihlnv9c7866303.
  22. Осипов К. Первые русские полярные мореходы. М.: государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1949. 104 с.
  23. Повесть временных лет / Пер. Д.С.Лихачева, О.В.Творогова. СПб: ВИТА НОВА, 2012. 432 с. URL: https://ilibrary.ru/text/4339/p.1/index.html?ysclid=lvwihlnv9c7866303.
  24. Самые знаменитые замки мира. История древних, средневековых и современных фортификационных сооружений / Редактор-консультант Чарльз Стивенсон. Пер.с англ. П.А.Сергеева. М.: Эксмо, 2012. 288 с., ил.
  25. Толочко П.П. Торгово-ремесленные пути становления древнерусских городов // История и культура древнерусского города / Отв.ред. Г.А.Фёдоров-Давыдов. М.: Изд-во МГУ, 1989. С.100-167.

[1] Западный океан – одно из названий, применявшихся в раннесредневековых хрониках для обозначения Северного моря. (Прим. науч. ред. 1960 г.).

[2] Пояс по-латыни «пояс» – balteus. (Прим. науч. ред. 1960 г.).

[3] Под скифами Гельмольд, как и Адам Бременский, подразумевает восточных славян и народы Скандинавии. (Прим. науч. ред. 1960 г.).

[4] В этом случае и далее при цитировании или пересказе Гельмольдом текста хроники Адама Бременского дается ссылка на изд. «Маgistri Adami Brеmensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum». Ed.3. (Прим. науч. ред. 1960 г.).Hannoveraе et Lipsiae, 1917 (Адам). Здесь — Адам, IV, 10. (Прим. науч. ред. 1960 г.).

[5] Свеоны (sueones, suedi) – шведы. (Прим. науч. ред. 1960 г.).

[6] Этим термином Гельмольд, подобно Адаму, обычно называет норвежцев, изредка, как здесь, употребляя его по отношению ко всем скандинавским народам в целом (I, 3, 7). (Прим. науч. ред. 1960 г.).

[7] Адам, II, 21. Но у него речь идет о поляках, а не об уграх (венграх). (Прим. науч. ред. 1960 г.).

[8] Датское «Острогард» означает: «Восточная страна». (Прим. науч. ред. 1960 г.).

[9] Согласно научной редакции 1960 г.: «Русское море (Rucenum mare) — трудно сказать, что подразумевал Гельмольд под этим названием. Учитывая его замечание, что оно представляет собой самый короткий путь в Грецию, можно допустить, что имеется в виду Ладожское озеро, по которому шел путь «из варяг в греки», но более вероятно, что Гельмольд называл так Балтийское море, подобно арабам, которые именовали его «морем русов и славян» (Бируни, XI в.)». Географы-историки называют и другой вариант: под «Русским морем» могло подразумеваться Черное море. – См.: Невский В. Послесловие // Верн Ж. История великих путешествий: В трех книгах. Том 3: Путешественники XIX века. С.462, 464.